Кроме новостей > Взгляд со стороны
Вести.Ru: ЕС vs Россия. Мягкие санкции в обмен на газ
На внеочередном саммите члены ЕС договорились о трех этапах экономических санкциях против России. Но экономические санкции являются только третьим этапом, шансы на реализацию которого не такие больше. Пока же возможны "точечные" мягкие санкции, и причина для этого – высокая зависимость от российского газа.
Европейские потребители газа уже реагируют на некоторое ухудшение отношений, предпочитая увеличивать запасы газа, что только подчеркивает уязвимость стран ЕС в случае сокращения поставок.
Сейчас в регионе 48% газохранилищ заполнены полностью, это на 13 процентных пунктов больше показателя прошлого года и является самым высоким уровнем с 2008 г., свидетельствуют данные Gas Infrastructure Europe.
Цены в Великобритании на газ выросли до максимума за 29 месяцев.
"Все обеспокоены возможными перебоями с транзитом газа из России, особенно через Украину, так как в случае сокращения поставок на Украину она может изымать топливо для внутреннего потребления, - сказала старший аналитик Центра мировых энергетических исследований в Лондоне Джулиан Ли. – Европейские покупатели увеличивают запасы, для того чтобы избежать этого".
В Societe Generale ожидают, что объем покупки будут увеличивать такие страны, как Болгария, Румыния и Сербия, которые зависят от российского импорта газа через территорию Украины. Премьер-министр Болгарии Пламен Орешарский заявил, что вероятность перебоев с поставками низкая, а объемы собственной добычи и рациональное использование топлива позволят продержаться около двух месяцев. Также импорт наращивает Сербия.
Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Чехия, Словакия и Болгария, по данным Евростата, на 100% зависят от российского газа. Мягкая зима и относительно крупные запасы газа говорят о менее критичных рисках, как это могло бы быть в предыдущие годы, но если ситуация будет обостряться, они могут столкнуться с серьезными проблемами.
Европа уже сталкивалась с перебоями в поставках в 2006 и 2009 гг., во время газовых споров между Россией и Украиной, но сейчас ситуация может быть еще серьезней. Естественно, что сами страны Европы не хотели бы стать катализатором проблем.
Стоит также учитывать, что этот год достаточно удачный, прошедшая зима была самой теплой с 1981 г., поэтому европейские потребители чувствуют себя относительно свободно.
Главный исполнительный директор Eni Паоло Скарони отметил, что пока никаких серьезных проблем нет, но всегда есть возможность катастрофического сценария.
В Германии, по данным Евростата, доля российского газа составила в 2013 г. 28%, а около половины всего объема идет через Украину. В 2012 г., по официальным данным правительства страны, доля России составила 38,8%, доля Норвегии – 35,8%, Нидерландов – 22,7%.
"Германия слишком сильно зависит от российского газа", - говорит эксперт по вопросам энергетики Немецкого института экономических исследований (DIW) Клаудия Кемферт.
Проблема усугубляется строительством трубопровода Nord Stream в 2011 г., который напрямую связывает Россию и Германию, а зависимость сохранится еще в течение следующих лет, отмечает она.
Германия пытается сократить зависимость от России в течение многих лет, но с небольшим успехом. До лета 2013 г. главной надеждой был проект Nabucco, который не удалось реализовать. Сейчас планируется Трансадриатический газопровод группы ВР, с помощью которого газ из Каспийского региона может транспортироваться в Европу через Грецию и Италию.
Но этого будет недостаточно для снижения зависимости, так как добыча природного газа в других регионах будет снижаться, считают эксперты. Запасы газа будут снижаться в Нидерландах, Великобритании и Норвегии, хотя резкого падения не будет.
Реальной альтернативой могут стать поставки сжиженного природного газа, а также рост добычи в США за счет разработки сланцевых месторождений, хотя это и спорный метод добычи. В любом случае за счет добычи сланцевого газа США снизили импорт газа, что является хорошей новостью для Европы.
Но в той же Германии пока нет терминалов, способных принимать поставки СПГ, хотя они есть в Бельгии и Нидерландах.
Хотя это позволит снизить зависимость, СПГ слишком дорог даже для немецкой экономики, тем более этого не могут себе позволить другие страны Европы.
Еще есть возможности по модернизации энергетического сектора при большем акценте на угольную энергетику, возобновляемые источники энергии и повышенную энергоэффективность. Но это, естественно, займет много времени.
Вот и получается, что ЕС не может себе позволить жесткие санкции, так как покупать газ у России придется в любом случае, 80% импорта из России в ЕС приходится на энергоносители, а значит и жесткие санкции невозможны.
В долгосрочной перспективе альтернатива российского газу есть, хотя некоторые решения могут быть непопулярными и потребовать политической воли. Но политикам, как российским, так и европейским, не следует забывать, что в ближайшие годы Европа останется зависимой от газа из России.