Размер шрифта:   

Общество > Религия

“Двойной Христос” изображен на фреске в Земенском монастыре

11 сентября 2022, воскресенье / 07:33  |  Просмотров: 249;  Комментариев: 0
Send to Kindle
“Двойной Христос” изображен на фреске в Земенском монастыре

Фреску, изображающую ковку гвоздей Распятия, можно увидеть в Земенском монастыре. Она датируется XIV веком и является единственной в своем роде - эта сцена не встречается в мировой религиозной живописи, сообщили из Областной администрации в г. Перник.

Стенописи в монастырском храме Св. Иоанна Богослова представляют путь Иисуса к Голгофе. Неизвестный художник на болгарских землях интерпретировал библейский сюжет “Тайная вечеря” особым образом, изобразив Христа дважды – как он подает хлеб и наливает вино.

“Двойного Христа” нельзя увидеть нигде больше, подчеркивают из Областной администрации. Это особое прочтение делает храм исключительно ценным для мировой культуры.

Земенский монастырь хранит также уникальные средневековые стенописи

В около 70 км юго-западнее Софии, рядом с городком Земен, находится красивый монастырь. За его тяжелыми воротами скрывается большой зеленый двор, окруженный высокими деревьями. А в центре двора находится изящная маленькая церковь. Ее возраст достоин уважения – она была возведена около тысячи лет тому назад, в ХІ веке.

В комплексе есть отдельная колокольня, а также длинное двухэтажное здание – копия более старого, где когда-то располагались монашеские кельи. Приятно оказаться в монастыре в понедельник утром. В выходные там бывает много туристов, а в начале недели можно насладиться спокойствием и пением птиц.
“Здесь находится одна из самых старинных церквей в Болгарии, которые дошли до наших дней, не пострадав от разрушения или пожара”, – подчеркнула Камелия Стоянчева, гид в комплексе.

Образ святого Иоанна Богослова над входом в храм


Храм, который является национальным памятником культуры, посвящен Святому Иоанну Богослову. Первая роспись церкви была в ХІ веке, вторая – в ХІV веке. С тех пор сохранились великолепные стенописи, не имеющие аналога в болгарском искусстве.
“Среди самых удивительных фресок – образ Святой Анны, единственная стенопись в храме ХІ века, которая сохранилась, – рассказывает Камелия Стоянчева. – Интересна изображенная сцена ковки гвоздей для распятия Христа. Такой сюжет в Болгарии есть только в этой церкви. Один из кузнецов в этой сцене – женщина. Почему? Легенда гласит, что когда пришли к одному из кузнецов с наказом выковать гвозди для распятия Христа, он отказался под предлогом, что у него болит рука, и действительно, позже рука у него стала болеть. Поэтому вместо него пошла его супруга.


Другая замечательная стенопись, которая представлена нетрадиционным образом, – сцена “Причастие апостолов”. Как известно, Иисус одной рукой дал апостолам хлеба, а другой – вина. А здесь неизвестный нам и самобытный земенский мастер нарисовал дважды Христа и разделил апостолов на две группы. Один Христос дает шести апостолам хлеба, а другой – вино остальным шести. Это стенописи, которые можно увидеть только в храме Земенского монастыря”.


Уникальна и фреска Успения Богородицы, которая изображена на западной стороне церкви. “Сама сцена очень красива, – пояснила Камелия Стоянчева. – В ней Христос держит над ложем своей матери маленькое существо, укутанное в белое, – душу Святой Богородицы”.
Еще много стенописей с образами святых, сценами из Евангелий и портретами ктиторов можно увидеть в церкви. Они раскрывают талант средневекового художника, работавшего в храме.


Впечатляет и старинный каменный алтарьи пол, в котором свободно скомбинированы самые разные камни.


“Нет человека, который не поразился бы, услышав, что он ступает по плитам, установленным 10 веков тому назад, – продолжила свой рассказ гид. – Так много поколений прошли по ним. Эти камни очень разнородные, в основном, куски мрамора, которые отличаются по форме, цвету и размерам. Когда в ХІ веке строилась церковь, местные жители желали хотя бы обеспечить камни для строительства и, таким образом, что-то оставить после себя. И поэтому, кто что смог добыть, то и принес. Есть плиты большего размера, есть небольшие камни, кое-где есть римские кирпичи. Поэтому пол такой разнородный и пестрый. Каменный алтарь также сохранился с самого создания церкви”.

 


Что до монашеской обители, она несколько раз рушилась и затем снова отстраивалась. Монахи в ней жили до 1966 года. Новое здание было завершено около двух лет назад. По плану монастырь был возведен точно в том же виде, каким он был в прошлом. Комплекс является филиалом Национального исторического музея с 2003 года. “Я очень люблю свою работу, потому что сюда приезжают люди из Болгарии и из-за рубежа, которые ценят историю и искусство. И они уходят довольные – здесь есть что посмотреть!” – обобщила Камелия Стоянчева. 

Перевод Елены Дымовой

Фото Венеты Павловой/trakiaworld.com/кадр-БГНЕС

Источник: БНР


Версия для печати Отправить Подпишись на слово
: