Размер шрифта:   

Кроме новостей > Интервью

Петар Ганев: Выход Греции из еврозоны не обязательно самоубийственный вариант

26 января 2015, понедельник / 18:48  |  Просмотров: 1619;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Петар Ганев: Выход Греции из еврозоны не обязательно самоубийственный вариант

На возможный выход Греции из еврозоны не надо смотреть непременно как на акт самоубийства - это тоже реальный вариант, сказал в интервью Novinite.bg Петар Ганев, старший экономист Института рыночной экономики. Но эффект для Болгарии от этого вряд ли будет, считает он. Максимум, для болгар станет дешевле, если греки обесценят свою валюту.

- Господин Ганев, основательны ли опасения столкновения между Грецией и ЕС, о крахе евро?

Предстоят интересные процессы, так как будет развитие по оси Греция - Европа. Ясна уже коалиция, сформированная между двумя партиями, которые выступают против плана по спасению и соответствующих реформ, которые находятся в нем. Таким образом, пройдут некоторые разговоры, в каком-то конфликте. Вопрос в том, для кого эти выборы являются более важной новостью.

- Необходимо ли делать какие-либо выводы для Европы или, скорее, они отразятся на самой Греции?

Сейчас, как будто, наиболее важная тема та, что происходит в Греции, т.е. смягчатся ли партии, которые пришли к власти, в конце концов – мы видим реальности - и примут ли они определенную форму соглашения, которая снова будет включать в себя меры и продолжение плана спасения. Или пойдут по альтернативному пути - против того, что предлагает Европа. Может даже дойти дело до выхода из еврозоны - вариант, при котором Греция прекратит платить по своим обязательствам и принимать меры, связанные с бюджетом, которые согласилась в прошлом осуществить. Без того, чтобы Европа реагировала каким-то образом - такого варианта нет, это было бы самоубийственно.

- Из того, что мы видели по телевидению - народ, который ликовал ночью, может быть, этого хочет?

Если они реализуют свою предвыборную программу и Европа не отреагирует, это было бы самоубийством для самой еврозоны, так как это показало бы, что каждый может делать то, что хочет. Что касается самой Греции, там спорно, какой вариант лучше. Не обязательно вариант, при котором покидает еврозону, будет самоубийственным. Это также реалистичный вариант. Более, чем когда связи были более защищенные и сама еврозона не была готова, чтобы Греция покинула ее. Теперь это не совсем так, и если необходимо Германии делать нелегкий выбор того, стоит ли понести политические потери, продолжая спасать Грецию, хотя напротив не будет реформ, или все таки допустить этот удар по еврозоне. Если прийти к такому крайнему выбору, то он, вероятно, будет в направлении выхода Греции.

- Более популярным языком - в каком смысле будет удар по Европе, если Греция выйдет? В чем выразится это?

Это, скорее всего, будет иметь некоторую финансовую цену. Во-первых, как правительственный долг и, во-вторых, у самих банков есть какие-то экспозиции. Так что, будет какая-то финансовая цена, но она, по крайней мере, не будет носить систематический характер. В определенной степени, она будет однократной, после этого будет оплачена самими греками в зависимости от того, что они сделают с их собственной валютой. В какой-то степени это удар по идее, что еврозона почти непробиваемая и что никогда не будет страны, которая бы вышла. С первой страной, которая выйдет, это, безусловно, изменит по крайней мере внешний вид и марку еврозоны, знак того, что дела идут не очень хорошо. Не каждый может быть спасен. Политика в одной стране и демократия могут развиваться так, что член еврозоны может выйти.

- Если Португалия, Испания или Италия последуют их примеру?

На данный момент это не выглядит столь вероятно. Ситуация с Грецией более тяжелая – в отношении долгов и реформ, которые должны быть предприняты, и в отношении глубины кризиса. А также, как состояние демократии, так как более чем половина людей в настроении голосовать за популистские партии и разочарованы спасательными мерами. В остальной части южной Европы это не точно так - в каком-то смысле это так, но не до такой степени.

- Один немного глупый вопрос - а мы, возможно, какую-то пользу от всего этого имеем? Например - если евро обесценится еще, наше вступление в еврозону будет сопровождено меньшим повышением цен?

Я бы не сказал, что именно так обесценивалось бы евро, что и происходит. Оно, действительно, по крайней мере на 10-летнем минимуме в сравнении с китайской йеной, но это происходит не только из-за Греции. Имеет эффект, конечно, и Греция, но в основном из-за политики Европейского центрального банка, который, как мы знаем, включил типографию неделю назад, и это отразилось на цене евро. Но, кажется, фокус этой политики в центре еврозоны, в других крупных южных странах. Попытка при дефляции достичь некоторого роста является спорным как политика, но не так привязана к Греции. Еврозоне удалось сделать так, чтобы Греция уже не была too big to fail, т.е. провалом Греции и принятием задолженности уже не обязательно ангажировать всех остальных.

- Каким будет эффект в Болгарии?

Наш курс привязан к евро, и нельзя на него повлиять. Независимо от того, войдем мы в еврозону или не войдем, этот курс останется таковым. Я не считаю, что может быть какое-то движение в курсе долгосрочно, какая-то конкурентоспособность в плане экспорта. Так что, мы вряд ли можем ожидать какий-то конкретной пользы. Скорее, развитие в Греции может иметь эффект на нас, так как мы торгуем с этой страной. Может даже иметь эффект, если дело дойдет до крайнего варианта выхода из еврозоны, с девальвацией их национальной валюты для Болгарии станет еще дешевле. Есть и такой вариант.

- Коалицию политических партнеров с противоположными взглядами как вы воспринимаете?

Это две партии, которые выступают против спасательных планов, против тройки и т.д. Одной партии, очевидно, нужно несколько голосов, а другая скорее приложение. Так что это не так шокирует, что они вошли в коалицию. То, что их объединяет, это популизм, и с этой точки зрения они похожи в плане риторики.

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: