Размер шрифта:   

Кроме новостей > Интервью

Мохаммед Халаф: Режим Башара Асада был самым большим помощником "Исламского государства"

28 августа 2014, четверг / 15:21  |  Просмотров: 2341;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Мохаммед Халаф: Режим Башара Асада был самым большим помощником "Исламского государства" Концентрация сил исламистов в Сирии произошла после того, как Запад и администрация Обамы отказались вмешаться.

Мохаммед Халаф - болгарский журналист арабского происхождения, который является одним из лучших аналитиков в Болгарии. Работает для кувейтской газеты "Аль-Ватан" ("Отечество") в качестве корреспондента в балканских странах.

Халаф родился в городе Бакуба, Ирак. Получил высшее образование на факультете литературы Багдадского университета. Работает в газете "Аль Таахи" ("Братство"). Из-за своего отказа присоединиться к правящей в то время в Ираке политической партии Баас преследовался и был уволен из газеты, в которой он работал. В 1978 году он эмигрировал в Болгарию, выдумав командировку на Пловдивскую ярмарку и стал болгарским гражданином. Получил дополнительную профессиональную подготовку на факультете журналистики Софийского университета. С 1981 года он работает в качестве корреспондента при МИД для многих арабских СМИ, готовит репортажи для спутникового телевидения Абу-Даби.

Сейчас мы видим, что "Исламское государство" не только в Ираке, но в Сирии, возрастает очень быстро, очень трудно справляются с ними как иракские, так и западные силы. Как объяснить этот быстрый успех?

Я бы не сказал, что он такой быстрый. Если мы говорим об Исламском государстве, это просто старая организация с новым именем. Она состоит из людей, связанных с "Аль-Каидой" бен Ладена, которые, однако, представляют собой новое поколение, отрекшееся от традиционных лидеров. Они являются последователями Абу Мусаба аль-Заркави, иорданца, который был убит американскими военными в Ираке в 2006 году. Они не отличаются очень от "Аль-Каиды", но хотят быстро достичь своих целей. Обстоятельства, которые были созданы в Сирии и Ираке, позволили им расшириться. Но цель не только эти два государства, но и Иордания. Они несколько раз пытались изучить, между прочим, спровоцировать там границы, это позволило им присутствие в провинции Анбар в Ираке, которая имеет широкую границу с Иорданией и которую они контролируют. Они могут продвинуться и к Ливану.

Две недели назад ИГ смогло захватить пограничный город с Сирией, Арсал (в Северном Ливане) в кратчайшие сроки. Чтобы поняли читатели, Арсал - суннитский город с сотней тысячи беженцев из Сирии. Среди них оформились последователи ИГ, а также другой организации – фронт Нусра (последние - твердые последователи "Аль-Каиды", у них есть противоречия с ИГ, даже входят в бои время от времени). Характерным для ИГ является то, что она не позволяет никому самостоятельности. Все, кто хочет действовать в данном районе, должно быть под их колпаком. Поэтому с любым, кто бунтует и не соглашается, вступают в войну, хотя цели те же и идеи одинаковы. Руководителем этой организации является Абубакр аль-Багдади (это его псевдоним), офицер иракской разведки бывшего режима Саддама Хусейна. После расформирования иракской армии и служб после американского наступления и свержения режима, он, как и вся армия и службы остался без работы. Вскоре он вступил в так называемое сопротивление против оккупанта. В результате он был захвачен американской армией. Был брошен в лагерь Бука (на юге Ирака), он был освобожден после восьми месяцев тюрьмы, так как американцы не могли найти никаких доказательств против него. Все люди, которые знают его, говорят, что они никогда не видели его агрессивным, что он всегда тих и очень мил. В то же время он завершил докторскую степень по исламскому шариату в Багдадском университете. Багдади, когда его выпустили, обратился к американским солдатам в лагере и сказал им: "До встречи в Нью-Йорке." Они не понимали, что он говорит, но он, очевидно, хотел подготовить атаку, какая была сделана 11 сентября. Потом он стал руководителем после конфликта с Мохаммедом Абумохаммеди ал-Джолани, создателем ИГ. Я объясняю это, потому что вы спросили, какие они: люди, сумевшие создать иерархию, но не без помощи - внутренней и снаружи.

Откуда внешняя помощь? Несколько дней назад немецкий министр экономического сотрудничества и развития Герд Мюллер заявил, что Катар финансирует Исламское государство. До какой степени основательно такое утверждение?

Существуют различные версии. Правда в том, что вначале участвовали все государства Персидского залива. Но не обязательно сами государства, а различные богатые, ответвления, течения в разведывательных службах, которые помогли организации деньгами и членами с одной целью: как можно быстрее привести к падению режима Башара Асада. Это была цель. Концентрация сил исламистов в Сирии произошла после того, как Запад и администрация Обамы отказались вмешаться. Спонсорами, кроме этого, также были представители суннитской общины, которые верят в исламские идеи и верховенство исламского халифа. Такое их мышление. Больше всего доказательств есть в поддержку информации о том, что государство, которое наиболее помогало логистично и предоставляло тренировочные лагеря в селах на границе с Сирией, это Турция. Турецкая разведка МИТ. Важным источником поддержки для организации, однако, являются и добровольцы джихадисты. Джихадисты появляются из разных концов, из 50 стран мира. На прошлой неделе американцы сообщили, что иностранцы, которые воюют не только в средах ИГ, а и других организациях, насчитывают 12 - 15 тысяч.

Есть ли болгары по информациии, которой Вы располагаете?

О болгарах, если есть - я думаю, могут ответить два человека: начальник Агентства национальной безопасности и министр внутренних дел Болгарии. Насколько я могу сказать: если вы посмотрите на то, сколько исламистов-джихадистов, европейских граждан, ездят в Сирию и Ирак и окуда, я не могу исключить Болгарию. Возьмите соседние Болгарии или близкие к Болгарии страны: это Косово, Сербия, Босния, Албания, Македония, Хорватия. Из всех этих балканских стран, скажем, на прошлой неделе были арестовали 40 косоваров, которые воевали в Ираке и Сирии и вернулись. Я был во время выборов в Косово (в парламент, в июне) и там я встретился с министром внутренних дел Байрамом Реджепи, и кроме темы выборов (он был одним из руководителей предвыборного штаба), моими вопросами были есть ли джихадисты из Косово, сколько их и что они там делали. Он признался, что это серьезная проблема, стоящая перед их правительством. Что многие парни идут добровольцами - молодые, поддавшиеся манипулированию, и девушки тоже. Молодые девушки. Уже есть еще один вид джихада – сексуальный джихад: девушки идут туда, чтобы удовлетворить сексуальные потребности этих бойцов и представляют это как путь в Рай. Косово уже приняло закон об уголовной ответственности за деяние джихад и участия граждан в подобных конфликтах в Сирии и Ираке, и во всем мире. В Боснии и Герцеговине также действует такой закон. В Сербии Расим Ляич, который был ответственным за вопросы Косово, также ввел похожий закон из-за провинции Санджак, где есть много мусульман. Европейцы, однако, являются другой темой, они находятся под серьезной угрозой, так как от тысячи до трех тысяч европейцев воюют в Сирии и Ираке.

Например, 600-700 французов и англичан, более 500 из Германии, около 160-190 из Бельгии. Две недели назад глава немецкого Федерального ведомства по охране Конституции (Ханс-Георг Маасен) сообщил, что отслеживают всех таких подозреваемых в разных провинциях. Начинают их обнаруживать, не давать выезжать, а тех, кто путешествует, не пускают вернуться. Если говорить о Великобритании, на прошлой неделе один из граждан страны обезглавил Джеймса Фоули. В Англии есть целые кварталы, в которых осуществляют исламский шариат. На фоне всех случаев в Европе, не может не быть ни одного гражданина Болгарии. Даже несколько недель назад появилась новость о болгарском джихадисте, арестованном в Испании, но объяснили, что он был только рожден в Болгарии, а был русским, с русским паспортом.

Единственная страна в Европе, которая не сообщает данные о таких событиях - это Болгария. Я сказал это и (бывшему внутренних дел) министру Йовчеву на пресс-конференции: не может быть страны, чье МВД не делает ежегодный доклад по этим вопросам.

Какие меры могут быть приняты властями против европейских джихадистов?

Европейские страны координируют свои действия. За последние три месяца были проведены около двух или трех тайных встреч между министрами внутренних дел Европейского союза и девятью арабскими министрами. Они обсудили именно профилактические меры, чтобы помочь поймать или препятствовать возвращению этих трех тысяч джихадистов европейского происхождения из Сирии и Ирака. Это означает, что Европа чувствует себя под серьезной угрозой возвращения этих людей, они обучены и знают, как сделать теракт. Более двух месяцев один из них сделал теракт в Еврейском музее в Брюсселе.

Впрочем бельгийские власти недавно объявили, что один из них граждан Конго, но с бельгийским паспортом, Харрис, 27 лет, воевал в Сирии и ранен там, приблизился к болгарско-турецкой границе. Его отец нашел и забрал его. Обратились за медицинской помощью и доставили его в больницу в Хасково, затем передали его Бельгии. Это бельгийцы сообщили, не болгары. Видимо политика Болгарии и министерства внутренних дел - не создавать тревоги в обществе. А такие инциденты должны приниматься во внимание. Джихадисты очень хитрые: они не пойдут прямо к цели, не из Франции в Сирию через Турцию, а например из Франции - в Германию, затем в скандинавскую страну и т.д., как это сделали террористы в Сарафово.

Учитывая свободное передвижение радикальных исламистов в Западной Европе и наличие больших радикально настроенных общин на Балканах, как Вы оцениваете способность ИГ выполнить свои угрозы халифата в Средиземное море?

Прийти оккупировать? Для меня понятие "исламское государство", "исламский халиф" - это утопия, которая никогда не будет осуществлена в истории 21-го века. Детище воображения разных людей, которым условия в своих странах и во всем мире в целом позволяют выразить себя с помощью механизмов глобализации и демократических ценностей европейских стран. Европа сохраняет традицию не нарушать права человека, не только своих граждан, но и других. Джихадисты пытаются направить это против тех самых обществ, которые дали им убежище, супругов, образование, семью, работу, и т.д. Но вопрос состоит в том, что большинство из этих людей не радикализированы в арабском мире, а в самих европейских обществах и этому уже есть различные причины. К сожалению, в то время как в Европе существует проверка общественного мнения, которая измеряет, куда направляются процессы среди диаспор в этих странах, в Болгарии никто этого не делает.

Я приведу вам один пример: в Австрии два или три года назад, сделали исследование среди 500 таких австрийских граждан арабского или исламского происхождения. На вопрос, с чем вы идентифицируюете себя, с религией или с гражданством, 85% отметили религию, не гражданство. На второй вопрос, как Вы смотрите на страны, гражданство которых Вы носите , ответ "враждебно" дали 78%. Это означает, что большая часть из этих диаспор не интегрированы в эти общества. Необходимо искать причину.

Три года назад американцы считали, что у их нет такой проблемы. Пока не была захвачена группа американских граждан по пути в Афганистан, чтобы присоединиться к тренировочному лагерю Аль-Каиды, чтобы вернуться в США и проводить там теракты. Но большинство жертв таких организаций не неверные христиане, а сами мусульмане. И здесь мы видим это каждый день.

Таким образом, теракты направлены против мусульман-суннитов и шиитов не только христиан. Это ключевой момент - они считают каждого мусульмана неверным, если он не исповедует именно их понимание ислама. Если не принимаешь их взгляды, их доктрину, что женщины должны носить головные платки, не делать то или другое, то ты вне ислама и должен быть убит.

Судя по всему, организация выигрывает от событий на Ближнем Востоке, от радикализации молодых европейцев. И все же министр обороны США Чак Хейгел недавно заявил, что ИГ нечто " беспрецедентное " до сих пор, то, что Западу не было известно до сих пор. Что делает их такими особенными?

В марте, советник по национальной безопасности американского президента Сьюзан Райс заявила конгрессу, что происходящее в Сирии, появление ИГ (тогда еще ИГИЛ), представляет собой серьезную угрозу для безопасности не только Сирии и Ирака, но и всего региона и мира. Она заявила также, что организация будет развиваться больше, ее действия будут более масштабными и его влияние будет больше. Только спустя несколько месяцев ИГИЛ захватил Мосул и начал наступление на Багдад. Значит события были предопределены. Причина растущего влияния ИД идет из Сирии. Ситуация в Сирии стала инкубатором для создания джихадистов и привлечения добровольцев, которые верят в эту идею, из всего мира. Говорят, там было около 12 000 из Чечни. Из российских республик есть много. Из Северного Кавказа воюют там. Сами китайцы, заметьте, китайцы - сообщили, что сто китайских мусульман сражаются в Сирии. Это создает условия для хорошей организации, хорошего финансирования. А финансы они извлекают на данный момент из добычи нефти в Сирии. Они уже осадили все районы, где есть запасы. Говорят, что дневная добыча составляет около 100 тысяч баррелей.

Вы очень хорошо знаете, что в таких ситуациях появляются самые различные сети контрабанды, бандитов, организованных преступных группировок, которые заинтересованы, но самое большое удивление происходит от того, что сам режим Башара Асада покупает бензин у них, потому что не может продолжить войну против них без бензина. И они не могут обойтись без него, чтобы бороться против Асада, продавать ему и брать его деньги. Смотрите какие парадоксы! Фактически, если вы должны быть объективными, самый большой помощник и создатель ИД - это режим Асада.

Почему, когда начался бунт против него три года назад, в начале протестов он отпустил всех джихадистов, которые были в тюрьме, с уговором: создавайте организацию, сражайтесь против (протестующих). В обмен он давал им поддержку, деньги ... Я вам скажу что-то. В Сирии построили во время этого „либерального”, "светского" режима, как его называют аналитики, около 18 000 мечетей и 200 религиозных школ. Это впечатляет Вас? Светский режим строит так много мечетей. Люди, которые потеряли веру во все, идут в мечеть и слушают там невежественных богословов и имамов. Они направляют их и показывают более страшные методы религиозной мысли. И он, якобы, свободился от них ... 4 месяца назад Асад ни разу не бомбил бойцов ИГ, а только такие организации, как Свободная сирийская армия, потому что они не исламисты. И он создал конфликт между ними, чтобы они воевали. Теперь против него никто не воюет, кроме Свободной армии и ряда других.

Ожидайте вторую часть интервью с Мохаммедом Халафом позже на этой неделе.

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: