Голос России: Итоги года. На „восточном фронте” ЕС – без перемен
Фото: ЕПА/БГНЕС, архив.
Петр Искендеров, Голос России, 27 декабря 2013 г.
Накануне нового, 2014-го, года восточноевропейские страны-члены, вроде бы, "единой" Европы получили очередной негативный импульс с Запада. Правда, на этот раз не из Брюсселя, а из Лондона.
Достоянием местных средств массовой информации стали "утечки" из министерства внутренних дел на предмет возможного введения квоты на предельно допустимый приток мигрантов из других стран ЕС. Размер данной квоты может составить 75 тысяч человек в год. Данная инициатива наглядно характеризует нынешний уровень "доверия" в отношениях западноевропейцев и восточноевропейцев.
Президент Болгарии Росен Плевнелиев, выражая вполне понятные чувства своих соотечественников и граждан других восточноевропейских стран (а именно против них в первую очередь направлена обсуждаемая мера) в интервью британскому изданию The Observer предупредил Лондон против "переключения" иммиграционной политики на "изоляцию, национализм и краткосрочные политические цели". По мнению болгарского лидера, подобный шаг угрожает нанести ущерб репутации Великобритании как "великой глобальной державы, которая была среди инициаторов интеграции".
И хотя в британском правительстве поспешили заявить, что данный вопрос пока еще находится на стадии общих дискуссий, и ни о каких конкретных квотах речи пока не идет – ситуация выглядит неоднозначной. В рамках "единой Европы" возникают мысли о "квотах" для тех, кто "менее равен", чем другие – вполне в духе антиутопии опять же британца Джорджа Оруэлла.
Кем являются сегодня, накануне 2014-го года, восточноевропейцы для Евросоюза – обузой, угрозой или источником роста? Ответ на этот вопрос не так прост. Последний опрос, проведенный британской социологической службой YouGov, показал, что 72% британцев за ограничение иммиграции на острова из других стран ЕС. Это более чем две трети. Но на другой чаше весов – экономическая статистика. А она свидетельствует, что после массового приема в 2004 году в ЕС восточноевропейских стран и активного прибытия их граждан на берега Туманного Альбиона в британской экономике зафиксирован рост налоговых поступлений. А надо ли говорить, что именно сбор налогов является "ахиллесовой пятой" всех проблемных экономик ЕС – включая соотечественников Ахилла - греков.
И сторонники, и противники свободного перемещения трудовых ресурсов на пространстве ЕС ожидают 1 января. Именно в первый день нового года истекают ограничения на права болгар и румын на работу в других государствах ЕС. Болгария и Румыния вступили в ЕС в 2007 год - но до сих пор считаются в этой организации не вполне достойными полноправной интеграции.
И это касается отнюдь не только права работать в той же Великобритании. Болгария и Румыния в уходящем году вновь остались за порогом "шенгенской" зоны. Шлагбаум перед болгарами и румынами в очередной раз поставили немцы и голландцы. Сначала министр внутренних дел Германии Ханс-Петер Фридрих в начале года заявил, что все усилия обоих государств-соседей потерпят неудачу из-за германского вето. Германские власти ссылаются и на все те же социологические опросы. А они говорят о том, что 70% немцев считают, что прием Болгарии и Румынии в шенгенскую зону превратит Германию в "цыганский табор" - в полном смысле этого слова.
А ближе к концу года, когда смена правящей коалиции в Берлине, вроде бы, дала болгарам и румынам слабую надежду, положительное решение вопроса в очередной раз заблокировали Нидерланды.
Разумеется, румынские и болгарские политики не согласны с подобной трактовкой, граничащей с дискриминацией по национальному признаку. Обе страны заявили о своем намерении вступить в безвизовую зону еще в январе 2007 года и полагают, что заслуживают поддержки хотя бы за "выслугу лет". Тем более, что для вступившей в ЕС только в июле текущего года Хорватии брюссельские чиновники называют в качестве возможной даты приема в шенгенскую зону 2015-й год.
В связи с этим Росен Плевнелиев сетует на дефицит "солидарности" в рядах ЕС, а Румыния время от времени настаивает на экстренном созыве Совета ЕС для того, чтобы рассмотреть вопрос о поведении Нидерландов. Подобная активность восточноевропейцев, разумеется, понятна и может только приветствоваться. Однако она вряд ли сама по себе поможет решить вопрос - отметил в беседе с "Голосом России" эксперт Института Европы РАН Владислав Белов:
"Это правильная позиция. Заинтересованная в скорейшем приеме в шенгенскую зону страна имеет право протестовать. Но я не думаю, что подобные требования возымеют действие. Дело в том, что сами Болгария и Румыния еще не до конца устранили те препятствия, которые связаны с вопросами миграции. Между тем, многих в Евросоюзе волнует именно эта проблема – и особенно так называемая " внешняя" миграция. Поэтому я с трудом могу представить себе, что Брюссель пойдет в настоящее время навстречу Болгарии и Румынии".
Пока Болгария и Румыния бьются за "шенген", их соседи по региону Центральной и Восточной Европы обдумывают судьбы еврозоны и обоснованность отказа от собственных валют. В этом вопросе еще больше противоречий и неопределенности, чем по визам. К примеру, чехи и словами исторически были связаны единой государственно-экономической моделью – причем не только при социализме, но за много веков до этого. А вот теперь словаки платят и копят в евро, а чехи - в кронах. Как говорится, членство в ЕС общее, а денежки – врозь.
Отнюдь не одновременно вступили в еврозону и обычно солидарные друг с другом прибалты. Эстония уже в евро, Латвия ждет первого января, а Литва пока не торопится. И подобная разноголосица отнюдь не случайна. Она вызвана как общим кризисным состоянием еврозоны, так и необходимостью уточнения критериев функционирования зоны евро и ее дальнейшего расширения - пояснил "Голосу России" эксперт Института экономики РАН Вячеслав Сенчагов:
"Я думаю, что для вхождения в еврозону сейчас должны быть уточнены критерии. В том числе – касающиеся параметров бюджетного дефицита конкретных государств. Восточноевропейские страны, похоже, как это ни странно, в отличие от западноевропейцев в свое время не так "разгоняли" кредиты. Но, тем не менее, им все-таки не стоит спешить вступать в еврозону. Я думаю, что все-таки в нынешней ситуации национальная валюта более предпочтительна".
Неоднозначным получился 2013-й год для восточноевропейских стран-членов ЕС. Одни, к примеру, Венгрия, смогли, несмотря на кризис, добиться впечатляющих социально-экономических показателей. Другие, скажем, Словения – фактически пополнили собой когорту "проблемных" стран. А все это свидетельствует об одном - вступление Центральной и Восточной Европы в Евросоюз не стало панацеей от социально-экономических проблем. И уж точно пока не стало синонимом единства – ни региона, ни всего ЕС.
© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.