День святого Димитрия – песни, верования и обычаи
26 октября Болгарская православная церковь чтит память святого великомученика Дмитрия Мироточивого, погибшего за Христову веру. Святого называют еще Дмитрием (Димитрием) Солунским, так как родился он в ІІІ веке в Салониках.
Святой Димитрий – среди самых глубоко почитаемых святых в Болгарии. И по сей день имя Димитыр остается одним из самых популярных болгарских мужских имен, наряду с именами Иван и Георги. 26 октября празднуют все болгары с именами Димитыр, Димитрина, Драган, Димо, Димка, Митко, Митра и другие. По традиции в этот день на праздничную трапезу подают блюдо из цыплятины, также кукурузу, жареные яблоки и тыкву.
В Болгарии есть множество храмов, посвященных святому Димитрию. Среди них и средневековая церковь в Велико-Тырново, в которой проходила коронация первых владетелей Второго Болгарского царства из династии Асеней – Петра, Асеня и Калояна. Здесь же 26 октября 1185 года (в День святого Димитрия) объявлено восстание Асеней против византийской власти.
В болгарском фольклоре святой Димитр – бравый мужчина, обладающий сверхъестественной силой. На свой праздник он приезжает на коне, принося с собой зиму и мороз, а из его бороды сыплется снег. Некоторые предания связывают святого с почитанием усопших предков, считая его братом Архангела Михаила, забиравшего души мертвецов. Вот почему, в субботу перед Дмитриевым днем, проводятся Дмитриевы поминки. Также 26 октября помещики расплачивались с наемными рабочими, которые нанимались весной в День святого Георгия. По этому поводу устраивали богатые праздничные трапезы.
Текст старинной песни, цитированный болгарским этнографом Димитром Мариновым, гласит, что святой вместе со своим братом Михаилом, поджег Святую гору и святогорские монастыри. За это их осудили и заключили на три года на дне моря. «Три года они лежали, три года батраки день свой не знали, пастухи же срок не знали, капли дождя не было…». Тогда святая Петка и святая Неделя (которым, согласно той же песни, Святой Димитр приходился племянником) пошли к Господу и попросили его, чтобы он освободил узников, но он отказал им словами: «Не то Митре отпустить, а то Митре заморить…» (имя Митре производное от Димитра). Тогда обе святые пошли к святой Богоматери, которая и помогла для освобождения святого Митре.
Другое народное предание представляет святого Дмитрия как брата близнеца святого Георгия, с которым они поделили год по-братски. Святой Георгий получил лето, а святому Дмитрию досталась зима. По этому признаку был разделен и сельскохозяйственный год – от Гергьовдня до Димитровдня – весенне-летний цикл работ, а от Димитровдня до Гергьовдня – осенне-зимний.
Некогда в дни вокруг Димитрова дня заканчивалось и строительство новых домов. Согласно обычаю, хозяева приглашали все село на трапезу с бараниной, чтобы освятить новый дом. Вот почему этот день почитался и как праздник строителей.
По погоде в Димитровдень наши предки загадывали, каким будет предстоящий год. Если месяц будет полным – полными медом будут и пчелиные ульи, да и будет новых пчелиных роев. Вечером перед праздником пастухи бросали в хлев посох. Если утром овцы лежали на посохе, то считалось, что зима будет продолжительной, тяжелой и морозной. О том, каким будет будущее, гадали, как и на Игнатьев день, по первому гостю, который переступит через порог дома в праздничный день. Если это был хороший и богатый хозяин, то и предстоящий год тоже будет урожайным, считали наши предки.
Перевод Вили Балтаджияна/БНР
Фото: БНР - архив
© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.