Болгарский PR-эксперт Максим Бехар: Утром – успехи, вечером – пиар

30 марта 2013, суббота / 18:52;
Болгарский PR-эксперт Максим Бехар: Утром – успехи, вечером – пиар
Достичь успеха в борьбе с коррупцией или по меньшей мере привести ее к среднеевропейскому знаменателю Болгарии вполне по силам, считает Максим Бехар. Фото: M3 Communications Group, Inc.

Бизнесмен и дипломат, основатель и глава M3 Communication Group Максим Бехар в интервью деловому журналу РБК рассказал о репутации, коррупционных рисках и проблемах позиционирования Болгарии в мире.

Болгария, которая сегодня носит «титул» беднейшей страны Евросоюза, гордится талантливым народом, весьма умеренной налоговой политикой и удобным географическим расположением. Однако бедность – не единственная проблема балканского государства. Коррупция серьезно тормозит развитие страны. И победить ее не удается, несмотря на политические перемены, внедрение европейских механизмов управления и активные попытки борьбы со мздоимством. Впрочем, Максим Бехар полон оптимизма. Он считает, что после достижения политической стабильности и оздоровления бизнес-среды можно приступать к разработке стратегии выгодной «продажи» инвестиционных преимуществ Болгарии.

Покой нам только снится

Когда иностранные предприниматели решают вкладывать деньги в ту или иную страну, они оценивают несколько важных факторов: имидж государства, налоговую нагрузку, бюрократическую систему. Налоги в Болгарии самые низкие в ЕС, а вот остальное вызывает немало вопросов. Считаете ли вы Болгарию привлекательной для иностранных инвестиций?

Отношение к республике сильно изменилась за последние 10 лет. Я много путешествую по миру, разговариваю с банкирами и инвесторами и вижу, что восприятие Болгарии стало гораздо более позитивным. И если пока у них нет желания немедленно инвестировать в нашу страну, то хотя бы появился интерес к ней. Коррупция есть в любом государстве, все с этой проблемой сталкиваются и пытаются бороться. Я не взялся бы судить, выше или ниже уровень коррупции в Болгарии, чем, например, в Италии, Греции или Сербии. И, честно говоря, я не слишком доверяю международным рейтингам, которые составляются на основе множества политических и других (зачастую случайных) показателей. Тем не менее бизнес-среда в Болгарии нуждается в оздоровлении. Но я хотел бы заострить внимание еще на одном важном факторе – предсказуемости. С 1997 года местная валюта, лев, контролируется валютным комитетом МВФ, инфляция – хорошо это или плохо – символическая, безработица выросла незначительно после начала глобальной рецессии в 2008 году. Если мы добавим к этому списку относительно невысокую стоимость рабочей силы, удобное расположение между Азией и Европой, работоспособность и трудолюбие нации, то можно сделать в целом позитивный прогноз по динамике инвестиций в страну.

Однако в ежегодном рейтинге стран по уровню коррупции Transparency International Румыния и Болгария находятся на самых нижних строчках. Еврокомиссия не скрывает раздражения неспособностью правительства Болгарии приструнить и наказать коррумпированных чиновников и криминальных авторитетов. Что будет дальше, если власти не справятся с этой проблемой?

Не думаю, что Болгария обречена на провал. Достичь успеха в борьбе с коррупцией или по меньшей мере привести ее к среднеевропейскому знаменателю нам вполне по силам. Более шести лет страна является полноправным членом ЕС, контролируется Брюсселем, и я уверен, шаг за шагом Болгария приблизится ко всем средним показателям объединенной Европы.

Болгария предоставляет гражданство бизнесменам, которые хотят инвестировать в страну не менее 650 тыс. долларов (еще они должны минимум год жить в республике). Может ли этот шаг стимулировать инвестиции?

Может, но это не обязательно должно случиться. Думаю, что тот, кто решил инвестировать в страну, не всегда заинтересован в получении гражданства. Я был удивлен таким решением правительства, поскольку в Болгарии есть тысячи инвесторов, которые вложили более 1 млн долларов вовсе не из-за перспективы получения паспорта. Но такая мера как минимум не повредит. Это плюс. Но не решающий фактор.

Трудности выбора

Эксперты называют следующие препятствия для роста ПИИ и экономического прогресса в Болгарии: нечеткие стратегия развития и политический вектор, низкий уровень производительности труда и конкурентоспособности в ЕС и на мировых рынках. Вы видите какие-либо улучшения в этих сферах?

Говоря о региональном развитии и инфраструктуре, я хочу подчеркнуть: если кто-то был в Болгарии лет 10 назад, то сегодня узнает ее с трудом. Инфраструктура заметно улучшена, и данный процесс продолжается (разумеется, с помощью Евросоюза). Этот факт очень привлекателен для инвесторов – как иностранных, так и местных. И также это существенный стимул для развития бизнес-среды в целом.

Как экономист, дипломат и бизнесмен, вы не раз получали премии за достижения в области PR и маркетинга. На ваш взгляд, существует ли проработанная стратегия страны для представления и продвижения ее на мировой арене, на глобальных рынках?

Шаг за шагом к болгарским политикам приходит понимание необходимости такой стратегии. Возможности социальных медиа, Интернета – все это ускоряет процесс распространения любой информации, хорошей или плохой, а также увеличивает важность целенаправленной работы над репутацией страны. Я глубоко убежден, что для успешного позиционирования гораздо лучше, если нам действительно будет что показать миру. Это означает, что сначала нужно достичь реальных успехов в политике и экономике, а потом уже думать, как нас выгоднее «продать».

Максим Бехар руководит ведущей болгарской PR-компанией M3 Communications Group, Inc., часть сети международной корпорации Hill+Knowlton Strategies, а с января 2012 года занимает должность директора офиса Hill+Knowlton Strategies в Праге.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.