Весела Чернева: Россия поставила мировой порядок "на колени"

5 июля 2015, воскресенье / 11:24;
Весела Чернева: Россия поставила мировой порядок "на колени"

Весела Чернева – магистр политологии в Университете Бонна, Германия. С 2000 по 2003 год она работала политическим секретарем в болгарском посольстве в Вашингтоне, США, а до этого был референтом по Германии в МИД Болгарии. С 2004 по 2006 год она работала в качестве секретаря Международной комиссии по Балканам под председательством Джулиано Амато. Занимала пост контрольного редактора журнала "Foreign Policy - Болгария" с момента его создания в апреле 2005 года.  Стала директором болгарского офиса Европейского совета по внешней политике в 2008 году и программным директором ЦЛС с 2003г. С февраля 2010 года по март 2013г. Весела Чернева была представителем Министерства иностранных дел. С 2013 года занимает пост директора программы "Европа и соседи" в "Европейском совете по международным отношениям".

Существует сценарий, при котором Греция может повести группу стран отказаться от санкций против России? Что при таком сценарии произойдет?

Консенсус в ЕС по вопросу о санкциях в настоящее время, кажется, стабильным, но это потому, что предыдущий раунд возобновления санкций в июне был относительно формальным, т.е. для продления санкций не требовалось политического усилия. В ноябре, когда начнется обзор Минских соглашений и санкций, связанных с Украиной, возможно появятся страны, заинтересованные в разрушении консенсуса по различным причинам. В интересах Кремля сейчас, чтобы в Европе был раскол и санкции были отменены, так как экономика России в настоящее время находится в низкой точке и это так уже долгое время. Учитывая цены на нефть, на которые Путин, очевидно, не может повлиять, то, на что он может повлиять – это санкции и поэтому, скорее всего, Россия будет использовать каждую возможность, чтобы повлиять на слабые звена в ЕС, чтобы нарушить консенсус, поддерживаемый в основном Берлином. Я не удивлюсь, если в ситуации, в которой Греция почувствует себя изолированной в ЕС, это правительство в Афинах - правительство СИРИЗА решит наказать другие государства-члены ЕС, возглавив коалицию стран, заинтересованных в отмене санкций.

За исключением Греции, кто еще является слабым звеном?

Ими могут оказаться такие страны, как Кипр, но также и Венгрия. Это могут быть и другие страны Центральной Европы, которые считают, что они могут извлечь выгоду из отмены санкций, например, Австрия.
Окончательно ли Европа "упустила поводья" Греции?
Я не думаю, что Греция выйдет из европейских интеграционных механизмов. Однако, похоже, что Греция все же идет к дефолту, к объявлению банкротства.

Произойдет ли это в рамках еврозоны или вне ее?

Это вопрос, ответ на который нам предстоит найти ответ. Но я настроена оптимистично, что в конечном счете соглашение будет достигнуто. Широкая рамка ЕС не упустит Грецию по причинам, которые связаны с такими крупными геостратегическими решениями, как отношения ЕС с Россией, проблема с мигрантской волной с юга, будущее ЕС как организации. Союз до сих пор существует немного как "Отель Калифорния" - вы можете стать членом, но никогда не сможете уйти. (Прим. Мотив песни Eagles "Hotel California”). Уход одной страны является большим риском для Евросоюза. Я говорю это и в контексте предстоящего референдума в Великобритании.

Как вы оцениваете политику Болгарии в отношении Греции, и не пересилено ли немного это злорадство, ожидать, что мы сможем воспользоваться кризисом в Греции?

То, что я слышу от официальных представителей является умеренным. В настоящее время задача перед Болгарией заключается в том, чтобы не войти в цикл панической реакции. Сознавая, что Болгария и Греция очень тесно связаны, прежде всего экономически, но также и социально и в плане безопасности, я считаю, что болгарская реакция и настаивание об успокоении ситуации является правильной. Потому что тут идет речь о проблемах на нескольких уровнях. Кроме торговли и инвестиций, кроме некоторых банков, которые находятся в греческих руках, многие наши соотечественники работают в Греции, и они кормят свои семьи в Болгарии, посылая им оттуда деньги. Тяжелый экономический кризис в Греции будет означать кризис и для тех десятков тысяч болгарских семей. На втором месте мы должны также упомянуть и огромное количество мигрантов, которых Греция в настоящее время не пропускает. Некоторые из них, вероятно, отправятся к Болгарии и Центральной Европе. Это не хорошо для нас и с этой проблемой не легко будет справиться. По всем этим причинам, эта ситуация должна рассматриваться тщательно и спокойно, при этом мы должны понимать, что, когда у наших соседей все хорошо, и у нас тоже все хорошо. Тут не должно быть места никакому злорадству.

Насколько возможным является скорое урегулирование конфликта в Украине и от кого это зависит?

Во-первых, мы должны уточнить, что значит урегулировать конфликт в Украине. Мы должны понимать, что в восточной части Украины идет война. Она низкой интенсивности, но, тем не менее достаточно реальна. Прекращение этой войны является главной задачей на данном этапе. Это может быть сделано путем приостановления конфликта. Очень важно предоставить Украине возможность сделать некоторые очень важные реформы, которых все ожидают. Замораживание конфликта, однако, не является окончательным решением, и, насколько мы видим, российская сторона далеко не хочет, чтобы это произошло, потому что это означает, что будете еще одна область (прим. – речь идет о географической обл.), счета которой будут оплачиваться Москвой. В настоящее время, она платит не только за Крым, но и за Приднестровье, Абхазию, Осетию и т.д. С другой стороны, Кремль хочет использовать восточную Украину как средство дестабилизации Украины, что означает, что она целит долгосрочное возвращение Восточной Украины обратно в реальные границы страны, но в очень широкой автономии. Это создаст своего рода "босненизацию" Украины, по аналогии Республики Сербской в Боснии. Кремль считает, что таким способом Россия сможет по-прежнему оказывать свое влияние, но без затрат.

Но не является ли позиция Болгарии в отношении России порой слишком резкой, и необходимо ли рассмотреть возможность о новых компенсациях в контексте продолжающихся санкций Европы?

Европа – это мы. Компенсация может быть запрошена в случае, если один пострадает и попроси тих у других, но только в том случае, если ЕС участвует солидарно и поровно, так что тут о компенсациях не может быть и речи. Товарооборот между Болгарией и Россией, за исключением энергоносителей, далеко не впечатляет с точки зрения общего объема болгарской торговли. Но когда мы говорим о нашей позиции, мы должны понимать, что Болгария является одной маленькой страной, которая могла бы оказаться в положении Украины - иметь большого соседа, который решил бы, что часть его территории принадлежит ему. Особенно такие страны, как Болгария должны понимать, что вопрос о границах является очень важным. Неприкосновенность границ и в этом смысле соблюдение основных международных норм и принципов является основой для того, чтобы такие небольшие страны, могли быть уверенными в своем будущем. Честно говоря, в общих европейских дебатах, Болгария стоит примерно посередине.

Что вы думаете о реакции на размещение американских танков?

Болгария должна приветствовать усилия, которые поддерживают модернизацию болгарской армии и укрепляют территориальную оборону страны. Когда это делают союзники, которые подписали договор, что они будут защищать нашу страну в случае нападения другой страны, мне это кажется вполне естественным. Так что я не понимаю, всю эту панику около того, что несколько танков будут находиться в Болгарии в течение ограниченного времени. Нам скорее необходимо обратить внимание на кое-что другое. Почему, например, сообщения о 40 новых ядерных боеголовок, которые Россия намерена разместить, нас не беспокоит? Когда речь идет о размещении средств для обороны, а затем мы получаем реакцию со стороны некоторых болгарских политиков, что увеличение наших средств обороны делает нас мишенью, мы не можем утверждать, что считаем Россию другом. Именно это является большим противоречием. Наш друг может стать врагом только потому, что мы укрепляем свою оборону. И в то же время эта страна продолжает ядерно вооружаться, но мы не беспокоиться об этом, а беспокоимся о том, что наши союзники заботясь о нашей безопасности отправляют подкрепления для нашей обороны.

Полностью ли разрушен тогда миф о болгарско-российской дружбе в контексте последних событий?

Я не думаю, что миф разрушен. Отношение Болгарии к России как к историческому другу не изменится. Отношение болгар к русским на личном уровне тоже не изменится. Тут речь идет скорее о конкретной политической ситуации и действий российского руководства, которое приказало войти на территорию соседнего независимого государства и аннексировала его части. И это действие может насторожить некоторые страны, особенно тех, которые расположены близко к ней.

Тогда, является ли Россия самой большой угрозой национальной безопасности Болгарии и Балкан, или "Исламское государство"?

Из исследования "Алфа Рисерч", которое мы заказывали недавно, стало ясно, что по мнению болгар "Исламское государство" является большей угрозой. Честно говоря, этот меня немного удивило, я не знают, как люди, которые участвовали в исследовании, представляют себе "Исламское государство". Может быть, это действительно, то, неизвестное, чужое, то, что мы видим, где-то там далеко, но которое может появиться внезапно и среди нас. Вот почему "Исламское государство" выглядит опаснее. Конечно, исламский фундаментализм является проблемой для безопасности во всей Европе, но все же это один негосударственный субъект, против которого борются страны. И это дает нам основания полагать, что у нас есть определенные преимущества. Однако, когда одно большое государство врывается, чтобы перекроить границы своего соседа, это ставит весь международный порядок "на колени". Если "Исламское государство" выглядит более страшным, а угроза с его стороны более непосредственной, то проблема, перед которой Россия поставила Европу, в долгосрочном и стратегическом плане гораздо труднее решить. Не говоря уже о том, что Россия имеет самый большой ядерный арсенал в мире.

Что вы думаете о спорных реакциях и протестах против Трансатлантического соглашения о свободной торговле и инвестициях между США и ЕС? Есть ли основания для беспокойства, есть ли вещи, которые являются тайными и неясными или это неоправданные опасения?

Что касается прозрачности, позвольте мне сказать, что я был удивлена уровнем прозрачности, та как, для того, чтобы вести переговоры, все же необходимо иметь несколько карт ближе к себе, которые бы вы могли постепенно использовать. В случае с Трансатлантическим соглашением общественные ожидания о прозрачности были настолько сильными, что Европейская комиссия опубликовала на своем веб-сайте все переговорные позиции. Но около 2 месяцев назад я прочитала одно немецкое исследование, которое показывает, что этот сайт имеет в среднем по 25 кликов в день. Это ужасно мало. Я думаю, что показатели любого сайта, составят в сотни или тысячи раз больше кликов, не говоря уже об общественно важных темах. Соглашение стало столкновением с точки зрения того, что мы думаем об Америке, того, что мы, как европейцы, хотим от Америки, и что мы хотим для себя. С одной стороны, мы хотим быть независимыми, но на другой, мы понимаем, что у Европы становится все меньше и меньше, экономической и другой силы, что большие силы есть в странах Азии, таких как Китай, Индия и Бразилия в Латинской Америке, восход которых делает европейское чувство превосходства немного абсурдным. Поэтому, Европа должна решить, хочет ли она остаться одиноким островом в этом мире многочисленных полюсов или хочет быть вместе в одной западной коалиции с США, основой которой могло бы быть это торговое соглашение.

Что произойдет с соглашением?

Мы узнаем это в ближайшие несколько месяцев, потому что, как я понимаю, Белый дом хотел бы подписать это соглашение до конца второго срока президента Обамы. Но готова ли Европа к этому, пока не ясно ...

Вы знаете, что есть более 1 млн подписей против этого соглашения?

Дело может дойти до одной очень минималистской версии этого соглашения и чтобы оно было приравнено как содержание ко всем остальным торговым соглашениям, которых у ЕС с другими странами несколько тысяч. Но это будет менее амбициозным и менее всеобъемлющим соглашением, которое, прежде чем будет подписано ЕК должно будет пройти через Европейский парламент и немецкий Бундестаг. Для такой страны, как Болгария, очень важно знать, из какого типа соглашения, что она выиграет, потому что можно сделать различные расчеты в зависимости от того, какие области войдут в соглашение. Этот разговор должен вестись цифрами и аргументами, а не идеологическими предрассудками.

Вам не кажется, что идет набор союзников, перевооружения, делаются компромиссы во имя привлечения союзников, точно также как это происходило перед началом крупных конфликтов?

Европа ни в коем случае не хочет вооруженного конфликта. Европейское общественное мнение совершенно однозначно в этом направлении до такой степени, что недавнее исследование показало, что государства-члены ЕС даже не верят в то, что они могут защитить соседнюю страну в случае нападения. Степень пацифизма в Европе очень высока. Мы видели, что США очень пострадали из-за разных военных операций в разных частях мира. На этом этапе, даже кровавый конфликт в Сирии не может заставить их вмешаться. Так что я не вижу со стороны Запада, какого-либо желания участвовать в военном конфликте.

Упоминая Сирию, как Вы думаете, там будет сухопутная офанзива?

Хотя наблюдается некоторое движение, главным образом, в США, Великобритании и Франции, после всего, что произошло в течении всех этих лет я не думаю, что удастся постичь большего прогресса в отношении Сирии. Может быть, если курды начнут серьезно терять позиции, этот вопрос может более активно вернуться в повестку дня.

Источник: iNEWS


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.