Карабахский конфликт надо разрешать мирным путем - экс-президент Болгарии Желев

5 октября 2012, пятница / 15:07;

Попытка разрешить нагорно-карабахский армяно-азербайджанский конфликт вооруженным путем приведет к его возобновлению.

Об этом сказал в пятницу в Баку журналистам экс-президент Болгарии Желю Желев в рамках Бакинского международного гуманитарного форума, передает Trend.az.

„Надеюсь, что конфликт скоро будет разрешен. Переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ должны продолжаться. В то же время необходимо использовать опыт других государств", - считает Желев.

По его словам, нагорно-карабахский конфликт уже долгое время находится в международной повестке дня.

Желев отметил, что, будучи президентом Болгарии, он в беседах как с азербайджанцами, так и с армянами старался убедить их в том, что урегулировать конфликт можно только мирным, переговорным путем.

„Оружием, насилием решить этот вопрос невозможно. Если даже на некоторое время он будет решен, то через определенное время снова вспыхнет с теми же самыми аргументами и эмоциями", - уверен Желю Желев.

„Я не знаю, как скоро удастся урегулировать конфликт. Но Минская группа ОБСЕ для этого нужна. И надо использовать опыт других стран, имевших подобные конфликты", - добавил первый избранный демократическим путём президент Болгарии.

Нагорный Карабах – область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения – 138 тысяч человек, подавляющее большинство – армяне.

В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада СССР, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения   99,89% – высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха – села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. 23 сентября 1991 года в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении.

В марте 1992 года была учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.

В середине сентября 1993 года в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха. Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна.

С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.