Размер шрифта:   

Общество > Культура

Сегодня Болгария празднует Спасов день

13 июня 2013, четверг / 10:17  |  Просмотров: 2202;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Сегодня Болгария празднует Спасов день Праздник Спасов день отмечается на 40 день после Пасхи. Фото: БГНЕС

В июне существует целый ряд традиционных болгарских праздников и обрядов, связанных с народной врачевательской практикой.

Это период, в который лечебные растения достигают своей наибольшей целебной силы.

Первый из праздников этого цикла называется в Болгарии Спасов день, за ним следует русалочья неделя, а в конце июня отмечается Енёв день (Иван Купала) – самый большой праздник лекарственных трав и народных врачевателей, сообщает БНР.

Праздник Спасов день отмечается на 40 день после Пасхи. Это последний из семи “великих четвергов”, связанных с Пасхой. В первый из этих четвергов, согласно народному верованию, усопшие и их души остаются на земле до Спасова дня.

В народных верованиях Святой Спас представлен как отдельный святой, но согласно христианскому канону, в этот день чествуется Вознесение Христа Спасителя.

Говоря же о фольклорной обрядовости, в ней Спасов день связан полностью с природой и ее дарами для человека – от сельскохозяйственного урожая до лекарственных трав. «Святой Спас, тебя просим,/дай нам дождя и росы/ чтобы родились пшеница и просо…», – поется в одной из обрядовых песен на Спасов день.

Исполняя эту песню, когда-то девушки и парни обходили поля и поляны вокруг села, с тем, чтобы вымолить дождь, если весна была сухой.

Другой вариант обряда называется «пеперуда» – «бабочка».

В нем главное действующее лицо – маленькая девочка, наряженная зелеными ветвями.

Она принимает участие в женском шествии, в котором участвует и христианский священник.

Главное в обряде то, что он должен вызвать желанный дождь магическим путем – обильным обливанием водой девочки-бабочки и сопровождающих ее девочек, и песнями-заклинаниями и благословениями.

Также важными считаются обрядовые действия, которые должны предохранить посевы от града и молний. На Спасов день были запрещены всяческие действия, напоминающие о раскатах грома или же о которых считается, что они могут привлечь град – тканье на станке, использование деревянных вальков для стирки или же колка дров и пахота.

Эти земледельческие ритуалы – одна из основных линий в праздновании Спасова дня.

Другая линия – врачевательская.

Согласно народному верованию, на Спасов день могут быть вылечены тяжело больные люди, которым не помогли никакие другие лекарства. Считалось, что они были больны таинственной болезнью русалок. Исцелиться они могут одним растением – его народное название – ясенец. Но в отличие от обыкновенного использования лекарственных трав, ясенец не надо ни собирать, ни сушить или же использовать для лекарственных сборов.

Чтобы воспользоваться лекарственной силой ясенца, больной должен пойти накануне Спасова дня на поляну, где растет этот редкий цветок, и переночевать там. Но так как такое лечение ищут люди, которые не могут передвигаться самостоятельно, с ними должен пойти специальный сопровождающий. Специальный, так как он не должен быть кровным родственником. Посредством обряда, называемого братание, сопровождающий и больной роднятся – становятся побратимами и посестримами, т.е. братьями или братом и сестрой. Это обрядовое родство считается священным и ненарушимым, оно было на всю жизнь. Побратим или посестрима, которые сопровождают больного в лечебном ритуале на ясенцовой поляне, должен бодрствовать рядом с ним всю ночь. Но все же никто из сопровождающих никогда не видел таинственных врачевателей, которые приходили ночью. Потому что врачеватели, согласно народному верованию, – это самовилы и их сестры русалки – мифические девушки, которые живут в лесах, у источников и близ рек. Как гласит поверье, их любимый цветок и есть ясенец.

И в ночь на Спасов день самовилы и русалки собирают красивые красные цветки ясенца, чтобы сплести венки и нарядиться ими. Тогда они становятся веселыми и милостивыми, поэтому лечат больных. Как знак исцеления, девушки-русалки бросали цветок ясенца в миску с водой, поставленную у головы больного, который ночует на поляне.

Рассказывается, что принесенные вечером на руках больные на следующее утро вставали и шли сами абсолютно здоровые. Вода из миски, в которую девушки-русалки положили цветок ясенца, считалась лечебной. Больной делал несколько глотков, а остальную нес домой, чтобы вымыть лицо и окропить дом и двор. Уходя с ясенцовой поляны, нельзя поворачиваться назад. Но там, на поляне нужно оставить благодарственные дары – печеную курицу, флягу с вином, обрядовую миску, тканый фартук, полотенце или косынку. Это были дары для самовил и русалок-врачевателей. Но люди знали, что, в сущности, эти дары собирают пастухи – единственные, кого русалки подпускают к себе, потому что любят танцевать под звуки пастушьих мелодий и песен.

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: