Размер шрифта:   

Бизнес > Транспорт

В столице Болгарии обсудят новый транспортный коридор от Персидского залива до Черного моря

11 июля 2016, понедельник / 09:22  |  Просмотров: 1697;  Комментариев: 0
Send to Kindle
В столице Болгарии обсудят новый транспортный коридор от Персидского залива до Черного моря Представители Ирана, Армении, Грузии, Болгарии и Греции 12-13 июля встретятся в столице Болгарии Софии. Фото: БГНЕС

Иран, Армения, Грузия, Болгария и Греция намерены создать транспортный коридор от Персидского залива до Черного моря.

С этой целью представители этих стран 12-13 июля встретятся в столице Болгарии Софии и проведут обсуждения, пишет Haqqin.az.

Вглядевшись повнимательнее в список стран – участниц намечаемого транспортного коридора, нетрудно увидеть, что все они, и в первую очередь Иран, питают симпатии к Армении и стараются спасти страну от той экономической, в частности транспортной, блокады, в которую вверг ее Баку. И хотя огромные преимущества Азербайджана как страны-транзитера давно уже доказаны, именно эти страны всячески пытаются поддерживать Армению в противовес Азербайджану. Причина здесь вполне ясна – никто из них не желает дальнейшего усиления и так самого развитого и мощного государства региона. Но и Баку не сидит сложа руки.

Да, Азербайджан намерен перехватить грузопотоки из Ирана в европейском направлении. Страна, на глазах превращающаяся в региональный транспортный хаб, может стать перевалочной базой для Ирана не только в поставках в Россию, но и в европейские и азиатские страны. И это касается перевозок не только по железным дорогам, но и автомобильным транспортом.

Да, перевозки через территорию Армении несколько сократили бы расстояние, однако в этой стране нет соответствующей инфраструктуры, строительство автодороги Север-Юг (от границы с Ираном до грузинской границы) затягивается, финансовый же потенциал Еревана не дает ему возможности осуществлять более важные и менее дорогие проекты. Знакомые с рельефом этой страны задумаются: стоит ли ехать по этой горной и опасной дороге, когда по равнинной и уже эксплуатируемой прекрасной автостраде это можно сделать и через Азербайджан? А чтобы укоротить расстояние, можно реконструировать и действующую автодорогу Астара - Агджабеди - Евлах. Азербайджан в силах сделать это сам и в короткие сроки.

Но не этого желают возмутители транспортного покоя региона. Иран ранее заявил, что будет сокращать объемы транзита через Турцию (самый короткий путь в Европу) в связи с нестабильной обстановкой в этой стране. Тегеран и ранее планировал после снятия санкций организовать свой транзит в обход Турции, используя для этого территорию Армении и грузинские порты. Но на сегодня в Армении нет инфраструктуры для такого объема транзита. К тому же у Ирана нет еще соглашения о транспортном сотрудничестве с Арменией, такой документ подписан пока только с Азербайджаном. Поэтому многие эксперты сегодня не рассматривают Армению как серьезного конкурента.

Понятно желание некоторых стран создать свой транспортный коридор. Но процесс этот долгий и дорогостоящий. К тому же экономический выигрыш конечных стран намечаемого маршрута ожидается незначительный, выиграют лишь страны-транзитеры (Армения, Грузия). Но кто же будет все это финансировать, скажем, в той же Армении и Грузии? Вассальной Армении, и так утопающей в иностранных долгах, брать новые кредиты – значит обречь себя на еще большие беды, ее хозяевам же из Москвы данный проект и вовсе ни к чему. У Грузии, многие проекты которой, в том числе и транспортные, оплачивает Азербайджан, есть и более важные задачи. Трудно представить себе настойчивость иранской стороны на фоне готовности Баку кредитовать строительство транспортной инфраструктуры и в этой стране. В частности, размер азербайджанского кредита на строительство в Иране ориентированной на экспорт железной дороги оценивается в 500 млн долларов. Поэтому идею пяти государств по созданию транспортного коридора от Персидского залива до Черного моря пока можно считать лишь их намерением, и предстоящая встреча их представителей завершится, скорее всего, подписанием протокола о намерениях.

Но даже если этот коридор будет создан, он никак не повлияет на работу того масштабного транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия, который сегодня завершается с участием Азербайджана. Да, какие-то незначительные объемы грузов могут пойти и по намечаемому ими коридору. Но слишком уж велики масштабы и показатели коридора Европа - Кавказ - Азия, чтобы это могло на нем отразиться. Этот коридор действует уже многие годы, в настоящее время по нему транспортируется около 25 млн тонн грузов в год. Вскоре войдет в эксплуатацию и коридор Север-Юг мощностью перевозок в 5-6 млн тонн в год.

Что касается Ирана, то он не исключает возможности поставлять свои грузы через Азербайджан посредством Грузии через порты Черного моря в Европу.

И наконец, хочется отметить, что Иран не первый раз предлагает Армении подобные радужные проекты, подавляющее большинство которых так и не может реализоваться. Тегеран прекрасно понимает, что Ереван не может вести самостоятельную политику, поэтому периодически втягивает его в хитрые игры, желая как-то вырвать его целиком или по частям из мощных российских щупалец.

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: