Размер шрифта:   

Кроме новостей > Интервью

Нева Крыстева: В "день тишины" могло бы быть больше музыки, и он был бы более осмысленным

1 ноября 2015, воскресенье / 15:07  |  Просмотров: 966;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Нева Крыстева: В "день тишины" могло бы быть больше музыки, и он был бы более осмысленным

Сегодня любители органной музыки в Болгарии были неприятно сюрпризированы в Национальной музыкальной академии имени Панчо Владигерова - вместо того, чтобы слушать концерт профессора Невы Крыстевой и меццо-сопрано Гали Павловой пришлось разойтись. Причина: поступившие под охраной полицейских бюллетени для голосования на выборах в воскресенье.


Швейцар должен был объяснять каждому посетителю причину отмены концерта, указывая то на двух полицейских, которые стояли рядом с ним в кабине, то на афишу на двери с исправленной датой.



Мы встретились с органисткой в кафе на соседней улице, где она сидела с друзьями. "Руководство академии заверило нас, что бюллетени, как и каждый год, прибудут во второй половине дня. Неприятно было возвращать нашу публику, но это очень характерно для наших условий – не помнить время и уговоры, и кроме того, сегодня было много занятий студентов которые пришлось отменить - мы работаем и в субботу", – сказала профессор Нева Крыстева.



Признанный мастер интерпретации Баха, Нева Крыстева приняла приглашение порассуждать в день розмысла по некоторым вопросам Novinite:

Помогает ли музыка мыслить более правильно и принимать более правильные решения?

Традиционно, я играю Баха перед Рождеством и Пасхой. На этот раз программа была скорее славянской. Мы планировали по линии Брамса - Дворжака впервые исполнить с Галей Павловой песни с органом и дойти до великого Яначека и его Глаголической мессы. Из нее я играю постлюдию, одно удивительное Адажио. Сегодня я бы впервые исполнила его в Болгарии.

Это музыка полностью основанная на духовных принципах Баха. Произведения Брамса, прелюдия, фуги и хоралы изданы посмертно. Он даже не успел издать их приживе. Они исполнены смирением, познанием того, что мы называем смыслом жизни - ожидание смерти в полном сознании. Это и любимые хоралы барокко, у Баха есть множество переработок этих хорал. Один из них послужил в качестве темы для Брамсовой Четвертой симфонии с пассакалией. Духовная музыка – все, что мы знаем из концертного зала.

Духовное и политика связаны?

Конечно, да. Политик должны иметь какое-то чувство ответственности и совесть, что от него зависят решения, которые касаются многих людей. Это вопрос личной морали, которую никогда нельзя дать извне.  То, что я вижу, в том числе сегодня, показывает типичное чувство о вмешательстве во времени и пространстве с целью, чтобы одна сторона чувствовала себя комфортно, но будет ли другой чувствовать себя комфортно, не всегда ясно. Как правило, нет. Но вы правы, что в день розмысла перед выборами могло бы быть больше музыки, и тогда этот день был бы более осмысленным.

У вас есть много учеников и последователей - откуда Вы черпаете идеи и энергию заряжать их надеждой в этом чрезвычайно сложном жизненном выборе, быть музыкантами?

Музыка важна, потому что она является образом цивилизованной Европы. То, что мы делаем в академии – воспитывать людей на этой музыке, которая на самом деле является характерной для одной небольшой  части мира, но несет эту цивилизационную модель, к которой каждый современный человек стремится каким-то образом. Это стоит отстаивать.

Но музыка привлекательна еще тем, что это один невидимый язык. Она ничего не прокламирует, ничего не говорит брутальным способом. Она делать это одним очень внутренним и близким к каждой человеческой душе образом. В этом смысле, миссия заключается в том, чтобы помогать использовать невидимое для нашей жизни и жизни наших детей, а не исключать его.

Музыка несет и уважение к традициям, к тому, что построено, создано на протяжении веков. Будет ли это сохранено зависит от ответственности людей, которые здесь живут. Оно может быть растоптано, так как в Болгарии ее основы очень слабые. В действительности, мы делаем эту музыку примерно век или в лучшем случае полтора, с конца 19 века. Существуют такие композиторы, как Добри Христов, которые разбирались в музыке и создали хоровую культуру и культуру церковной музыки. И если это не поддерживать, оно может очень быстро исчезнуть.

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Теги:
: