Размер шрифта:   

Кроме новостей > Интервью

Профессор Спасов: 2 млрд. левов потрачены на электронное управление в Болгарии безрезультатно

21 июля 2015, вторник / 22:39  |  Просмотров: 913;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Профессор Спасов: 2 млрд. левов потрачены на электронное управление в Болгарии безрезультатно

Отсутствует преемственность в развитии электронного управления в Болгарии. Каждое правительство имело свое видение, и это замедлило развитие такого управления на протяжении многих лет, идея о котором датируется 2002 годом.

Об этом заявил профессор Камен Спасов из Лаборатории электронного управления при Болгарской академии наук, бывший заместитель министра информационных технологий и коммуникаций в служебном кабинете Георгия Близнашки.

- В течение многих лет мы говорим о электронном правительстве. Почему оно до сих пор не введено?

Об электронном правительстве говорят где-то с 2001 года, даже с 1999 года. Несколько стратегий были написаны, несколько попыток были сделаны, и с тех пор продолжается инвестирование, и нельзя сказать, что нет электронного управления. Многие задачи выполнены, и в то же время много денег потрачено, то есть "освоено". В действительности, если посмотреть отчеты в оперативной программе "Административный потенциал", есть более 2 000 созданных электронных услуг. Другой вопрос в том, на сколько много из этих услуг используются.

- Сколько из них используются реально?

Я сразу скажу вам: используются услуги, которые имеют экономический смысл. Например - подача деклараций по НДС. Компании подают декларации по НДС ежемесячно в электронном виде в Национальное агентство по доходам. Большая часть услуг, предлагаемых НАД предприятиям, являются электронными. Эта услуга используется, потому что она очень удобная. Декларации могут быть представлены и ночью. Для компаний важно уложиться в срок. Нет необходимости в том, чтобы кто-то ходил в какой-то офис, чтобы отнести какую-то бумагу. Точно так же осуществляются услуги Национального института страхования - регистрация и снятие с учета сотрудников, все это осуществляется в электронном виде.

- А услуги для граждан?

Для них, например, существуют такие услуги, как свидетельство о судимости. Если вы задумаетесь, то свидетельство о судимости, свидетельство о браке, свидетельство о рождении не нужны вам самим. Вы знаете, когда вы родились, то есть вам свидетельство о рождении не нужно. Оно нужно компании или администрации. Эти данные существуют где-то в администрации. А вы должны играть роль почтового голубя. Что это за услуга? Выдать свидетельство, которое я должен отнести куда-то. С этой точки зрения важно переосмыслить, что мы называем электронными услугами вообще.

- Это уже возможно?

В принципе, еще в Законе об электронном управлении введено такое требование - администрации не должны требовать документы для получения данных, которые уже существуют где-то в администрации. Они должны взять их по официальным каналам. В новом АПК (Административно-процессуальный кодекс) также записано это требование. Вопрос во времени, которое тратится впустую. Вместо того, чтобы деньги от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость были внесены в бюджет, вам приходится ходить из кабинета в кабинет. На самом деле, государство теряет, несмотря на сборы за эти услуги. Мы говорим о том, как повысить производительность в Болгарии.

- Какие средства и методы использовались до этого момента?

До сих пор созданы достаточно приложений, многие из них финансировались в рамках оперативной программы, другие финансировались самими администрациями. Согласно анализу CBN, в прошлом году были израсходованы 200 миллионов левов на Информационные и коммуникационные технологии в Государственной администрации. Каждый год тратится эта сумма на ИКТ. Этим я занимаюсь, скажем, 10 лет. То есть, это 2 млрд. левов. Проблема не в том, что они потрачены, а что граждане не чувствуют облегчений. Нельзя сказать, что нет электронного управления. Могу вам привести пример с последней переписи населения Болгарии. Тогда 3 млн. жителей Болгарии были подсчитаны электронным путем, что означает огромный успех! Еще одна ценная услуга - это свидетельство моряка. Моряк подает заявление в электронном виде, например, в Кейптауне, и получает документ, напечатанный на бумаге, например, в Шанхае.

- Существуют ли политические препятствия или чья-то некомпетентность, которые могут задержать введение электронного управления?

Это трудный вопрос, так как нет ни одного политика, который скажет вам: "Я не хочу, чтобы были электронные услуги, потому что это будет мешать мне". Да, часто случается, но под очень разными предлогами. Основная проблема политиков заключается в том, что они боятся прозрачности. Часто они принимают законы для определенного человека или интереса. - А электронное голосование? Вот пример с электронным голосованием. Посмотрите, какое большое сопротивление есть при электронном голосовании. Тайна голосования может быть нарушена и легко можно будет манипулировать. Но это и сейчас так! Любой ИТ-специалист скажет вам, что электронный голос гораздо более безопасный, чем другой. Можно сделать достаточно высокий уровень защиты. Другая проблема - болгары за рубежом. Есть более 1 миллиона граждан Болгарии за рубежом. Эти люди будут голосовать, и их никто не может подкупить, они будут голосовать по их желанию.

- Не будет ли снова коррупция? Если скажет главатарь клана, чтобы все голосовали за определенную партию, как это предотвратить?

Это давление существует и на данный момент. Полученные результаты могут быть известны сразу после окончания голосования.

- Какое место занимает Болгария с точки зрения электронного управления в сравнении с другими странами?

Болгария к 2003 году была на 35-м месте в мире по реализации электронного управления. Потом мы оказались на 44-м месте, и сейчас мы находимся на 70-м месте.

- Почему?

Если мы посмотрим на то, как организовывается работа электронного правительства, сразу поймете. В 2003 году в Болгарии был министр Государственной администрации, который отвечал за электронное управление. Потом пришли изменения и было создано Министерство государственной администрации и административной реформы и Государственное агентство информационных технологий и коммуникаций. Их руководители были из двух различных политических партий, и поэтому коммуникация между ними не была легкой. Тем не менее, им удалось достигнуть какого-то понимания, и поэтому Болгария упала только на несколько пунктов вниз.

После этого Министерство государственной администрации и административной реформы исчезло как таковое, Государственное агентство информационных технологий и коммуникаций превратилось в Электронные коммуникационные сети и информационные системы, а электронное управление было поручено заместителю министра транспорта. То есть ушло на очень низкий уровень.

Сейчас госпожа Румяна Бычварова может сделать что-то, но на электронное правительства снова нет времени.

- Каковы наиболее важные услуги, предоставляемые онлайн в данный момент, и какие должны быть введены?

Бизнес-услуги. В настоящее время пытаются провести исследования, какие услуги предоставляются чаще всего администрацией и, следовательно, должны автоматизироваться. Огромная часть услуг для людей предлагают муниципалитеты, и есть много реализаций этих услуг в электронном формате. Одна из трудностей, которые возникают, и поэтому люди не используют их, это требование использовать электронную подпись и неспособность оплатить онлайн. Препятствие является искусственным, административным. Оно не непреодолимо.

- Необходима ли специальная подготовка сотрудников и возможна ли потеря рабочих мест, когда в полном объеме начнет работать электронное управление?

отрудники обучены давно. Люди, которые работают там, будут гораздо более эффективными и будет гораздо более высокий уровень обслуживания. Электронные услуги позволят администрации работать быстрее. При наличии электронизации услуга может быть сделана очень быстро. Очень часто услуги могут быть выполнены в данный момент. Эти экспрессные услуги, которые оплачиваются, имеют целью финансирование муниципалитета.

- Не могли ли бы Вы объяснить, что такое открытые данные?

Государство собирает данные о нас. К этим данным, если они будут открыты, люди будут иметь доступ в машиночитаемой форме. Например: где находятся автобусные остановки и расписание транспорта. Если будут открыты данные расписания поездов, автобусов, самолетов, сразу будет созданы приложения для них. Так что, выиграет государство и общество.

- Расскажите о лаборатории при БАН для электронного правительства.

Это люди, которые занимаются 15 лет электронным управлением. Уже есть много публикаций, реализовано много проектов, есть несколько книг. Лаборатория представляет собой большой научно- практический потенциал. Эти люди знают всю историю и все успехи и падения, имеют практический опыт, знают, как обстоят дела. Это необходимо использовать.

- Достаточно ли мы зрелые для такой системы?

Да. Но необходимо привлечь широкий круг людей и компаний. Необходима дискуссия. Здесь, в БАН, хорошо то, что, по презумпции есть возможность свободно обсуждать идеи. Решения должны приниматься на основе реальных фактов, т.е. необходимо финансировать исследования и анализы. Необходим и обученный персонал. На факультете математики и информатики существует специальность "Электронный бизнес и Электронное управление". 10 лет обучаются студенты, которые могут и хотят заниматься этой деятельностью. Необходимо дать им эту возможность.

По материалам inews.

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: