Размер шрифта:   

Кроме новостей > Взгляд со стороны

Дарья Митина: болгарский фильм „Лузеры” - доброе кино о взрослении

9 июля 2015, четверг / 12:26  |  Просмотров: 1338;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Дарья Митина: болгарский фильм „Лузеры” - доброе кино о взрослении

Сразу скажу – в этом году итоговый выбор фестивального жюри не разочаровал и не вызвал возражений практически ни в одной номинации. Лично для меня это беспрецедентный и весьма неожиданный результат, а выбирать в этом году явно было из чего – конкурсная программа вышла очень сильной, хоть и сокращенной по причине финансовых трудностей до 12 кинолент.

Рабочая кухня жюри остается для нас за кадром, но могу предположить, что фильм болгарского режиссера Ивайло Христова „Лузеры”, охвативший в итоге статуэтку Георгия, выдержал непростую конкуренцию с обаятельно-камерной датчанки Фредерикке Аспекк „Росита”, подкупившей и судей, и зрителей теплом, тонким лиризмом и гуманистической позицией. Автор „Роситы” в итоге получила приз за лучшую режиссуру – это второй ее полнометражный фильм.

Это написала в блоге „Эхо Москвы” Дарья Митина, российский политик.

Вообще конкурсная программа ММКФ-37 оказалась полна „фильмов-сюрпризов” – фильмов, абсолютно не совпадающих с нашими ожиданиями. Получивший гран-при фестиваля фильм болгарского режиссера Ивайло Христова „Лузеры”, собственно о том, что реальность гораздо богаче наших представлений о ней.

Обладатель „Золотого Георгия” Ивайло Христов выбирает черно-белую пленку специально для создания контраста между беспросветной, безысходной окружающей средой и попытками симпатичных героев из нее выбраться и найти себя.

Снятая на черно-белую пленку история о подростках в разрушенной, деградировавшей стране („Лузер – человек, родившийся в Болгарии”, - заявляет главный герой, тинейджер Коко, сыгранный Ованесом Торосяном) – своеобразный фильм-обманка: ожидаешь увидеть либо какую-нибудь очередную чернуху а-ля „Дзифт” Явора Гырдева, либо что-то вроде болгарской Гай-Германики, и, казалось бы, все этому способствует: место действия – пустыри и промзоны, герои – уличная голота и оторвы из неблагополучных семей, впереди – серая бессмысленная жизнь-существование без просвета и светлого пятна, единственная отрада – секс-драгз-рок-н-ролл, а в итоге перед тобой лиричное, трогательное, доброе кино о взрослении, первом чувстве, подростковой дружбе, о невостребованности и одиночестве – именно это подростки-старшеклассники и именуют лузерством.

Лузер – ключевое понятие в самоидентификации персонажей фильма. Родители главного героя уехали на заработки в Грецию – не это ли, на фоне сегодняшних событий, квинтэссенция лузерства? Компания тинейджеров живет в пыльном городе, для которого главное событие – долгожданный приезд рок-группы „Кислород”.

Музыкальный бэнд лабухов с говорящим названием (именно кислорода и не хватает затхлому городишке с удушливой атмосферой и душным разлагающимся обществом) становится той самой струей свежего воздуха для героев фильма – молодых, у которых все в этой жизни в первый раз, но которые уже ходят по краю, балансируя между подростково-девиантным поведением и откровенным криминалом.

Рокеры из „Кислорода” косят под героев кубриковского „Заводного апельсина”, главная героиня, старшеклассница Елина, поджигает спящего хахаля матери, уличные хулиганы бьют девушек в подворотнях, казалось бы – что может бть темней и беспросветней, жанр продиктован сюжетом, ждешь брутальных сцен и грязного панка, а видишь снятую с обаятельным юмором „Педагогическую поэму”, выдержанную в лучших советских кинотрадициях балладу о первой любви, приправленную типично восточноевропейскими гэгами, навроде отсылающих напрямую к заполошному Кустурице больной альцгеймером бабки на дрезине, деревянного сортира, разваливающегося от тычка, и главного героя, безуспешно пытающегося свести счеты с лузерской жизнью на рельсах, по которым, разумеется, никогада не пойдет поезд…

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: