Размер шрифта:   

Кроме новостей > Комментарии и анализ

Проблема Европы: Не "зеленые человечки", а джипы с черными флагами

8 май 2015, пятница / 09:43  |  Просмотров: 1375;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Проблема Европы: Не "зеленые человечки", а джипы с черными флагами Фото: БГНЕС

Novinite публикует анализ Симеона Николова, директора Центра стратегических исследований в области безопасности и международных отношений. Симеон Николов, болгарский дипломат и политик, заместитель министра обороны в период между 2005 и 2008 г.г.

Ранее, с 2003 по 2005 г.г. был главным экспертом по международной политике и безопасности при президенте Георгие Пырванове. Он является членом Атлантического клуба и обладателем золотого знака клуба. Кавалер ордена Короны Бельгии.

Господин Николов отправил текст редакции после того, как мы попросили его подвести итоги отношений между Европой и Россией по случаю 70-летия окончания Второй мировой войны и сопровождающих его Дня Европы и Дня Победы 8 и 9 мая.

Некоторые акценты принадлежат редакции.

Поклонение жертвам войны - моральный акт, а осуждение преступлений фашизма и его идеологии связаны с основополагающими принципами международной политики и европейского и демократического сообщества. По этим двум причинам нет основания, чтобы аргументировать отказ от участия в праздновании 70-й годовщины окончания Второй мировой войны сегодняшней политикой президента одной из стран, участвовавших в этой минувшей войне.

Лидеры стран, которые отказались присутствие в этот день, допустили большую ошибку, и эта оценка уже была выражена многими всемирно известными и мудрыми политиками, чтобы не сомневаться в этом.

Аналитики не пропустят отметить давление, под которым некоторые лидеры приняли это решение и спекуляции вопросом, является ли это шагом к оправданию фашизма, учитывая сегодняшний союз с его преемниками в Украине и поддержку режима в Киеве, который официально реабилитировал по решению парламента организацию, чьи кровавые преступления до сих пор помнят, особенно, поляки. Отказ от роли России в победе - трактовка не только Москвы.

После Украины уже и политики в Западной Европе, свежим примером является Христианско-демократический союз в Германии, отрицают необходимость выражения благодарности Москве и переносят дискуссию в поле преступлений сталинского режима. Отказаться признать простую логику, что без Дня Победы над фашизмом, не было бы Дня Европы, трудно может быть воспринято здравомыслящим европейцем.

Саботаж годовщины окончания Второй мировой войны является признаком двух вещей: во-первых, по-прежнему преобладают силы, которые за продолжение милитаристского курса против России во имя достижения геополитических и геоэкономических целей именно таким способом, во-вторых, до сих пор на уровне евроатлантического лидерства нет способности признать свои собственные ошибки и реализм последствий дальнейшей эскалации. Это подтверждает ожидания, что симптомы выхода из украинского кризиса появятся тогда, когда обвинения начинут направляться ко всем участникам конфликта, а не только одной стороне, в данном случае - русской.

Именно это начинается, однако, несмотря на дебаты вокруг годовщины: ЕС потребовал и от Киева соблюдать Минские соглашения; четко были даны отказ вступления в НАТО и отсрочка возможного принятия в ЕС; умножаются мнения не отправлять оружие; был достигнут прорыв в переговорах между Киевом и Донецкой Республикой - планируются совещания рабочих групп 16 и 19 мая. В геополитическом плане отмечается, что США, а постепенно и НАТО начинают перестраивать угрозы - с конца 2014 года на первый план вышло "Исламское государство", вытеснив Россию, но всего несколько дней назад с принятием Стратегии киберзащиты это вытеснение украинского кризиса назад продолжает углубляться.

Как Вашингтон, так и Брюссель понимают, что Украина приближается к экономическому краху и длительной политической нестабильности, при которой, вероятно, и другие районы потребуют самостоятельности. Ни США, ни ЕС не могут нести экономическое бремя поддержки такого союзника. Тем не менее, он является удобным камнем преткновения, который может быть повешен на шею России, достигнув цели ее экономического истощения, в результате чего недовольство в стране и свержение президента Путина. Москва не согласится, однако, ни присоединить две республики Восточной Украины, ни нести все расходы, связанные с восстановлением разрушенной инфраструктуры, виновниками которых являются поддерживаемые Западом украинские силы.

Москва не является угрозой ЕС, он сам себе угроза. Поэтому все с таким вниманием следят за выборами в Великобритании. Поэтому проводятся массовые акции протеста против непрозрачных переговоров по Трансатлантическому соглашению по инвестициям и торговле (TПТИ). Поэтому существует напряженность с Грецией и ожидание аналогичных процессов в Испании и Португалии.

Недавно была принята новая Европейская программа по внутренней безопасности, за период 2015- 2020 г.г., которая включает три приоритета: терроризм и радикализация как существенные угрозы для внутренней безопасности ЕС; организованная преступность, которая, впрочем, поддерживает и финансирует террористическую деятельность; киберпреступность.

Реальная угроза для ЕС приходит от уже успешной попытки США отделить технологически развитую Европу от богатой природными ресурсами России, а затем навязать свои собственные правила через ТПТИ и дорогой сланцевый газ. Военное господство США позволяет им осуществлять это давление.

Но реакция Германии как после первых сигналов прослушки в прошлом году, так и в настоящее время, в последние дни, а также острое осуждение канцлером Ангелой Меркель заявлений американского генерала НАТО, подрывающие ее усилия для мирного разрешения кризиса с Россией и позиция Франции, доклад начальника ее военной разведки в парламенте, доказывающий, что Россия не намерена подготавливать войну, объявление восьми европейских стран против экономических санкций, являются сигналами Вашингтону, что Европа осознает риски и убытки, и не будет безропотно принимать все, что ей диктуется.

Риск перехода к горячей фазе войны, однако, остается очень высоким, хотя возможное прямое военное столкновение с Россией более логично в период после 2017 года в связи с совпадением многих политических, экономических и военных факторов. Продолжающаяся в настоящее время интенсивная гибридная война с обеих сторон является реальным риском, потому что ее явные и неявные формы и методы предполагают движение на грани между кажущимся миром и горячей войной.

Начавшаяся с 7 апреля этого года серия военных учений НАТО, которые будут завершены в ноябре, содержат в своих некоторых сценариях тревожные моменты. Например, сценарий учений NobleJump 2015 предусматривает переброс сил защиты "дружественной стране", которая "прониклась террористами" с целью вызвать государственный кризис, хотя она не является членом НАТО.

Командно-штабное учение в Щецине (Польша) в ноябре уже не в поддержку "дружественной", а стране-члену НАТО, а основное учение осенью "TridentJuncture" связано со "спасением" страны в Африке, в которой соседняя страна пытается через гибридную войну положить руку на ее природные ресурсы.

Риски для Болгарии появляются как из среды безопасности вокруг нее, так и от самих нас – от нашей политики, состояния экономики и нашей армии. Отказ от участия президента, премьер-министра или даже министра в торжествах в Москве, а также отсутствующее или неадекватное обоснование такого поведения только способствует дальнейшему углублению разногласий в болгарском обществе.

В последних документах (Доклад о состоянии [Вооруженных сил] и в Программе развития 2020) продолжается тенденция со времен служебного правительства рассматривать угрозы преимущественно через призму гибридной войны со стороны России. Это уже не в полной мере соответствует подходу ЕС и подготавливаемым в настоящее время документам для встречи на высоком уровне в июне этого года.

Кроме того, болгарское министерство обороны использует такие формулировки, как "ухудшение ситуации в Восточной Европе", хотя нет каких-либо обоснованных прогнозов в этом направлении, если только нет замысла для крупных провокаций с целью вовлечения в войну. Название нас помощником госсекретаря госпожой Нуланд "фронтовым" государством вызвало обеспокоенность именно от такого развития ситуации.

Риск внезапного перехода гибридной войны, в которой активно участвует и Болгария, (так как информационная война является ее частью, санкции являются ее частью, вынужденная остановка энергетических проектов является ее частью) в фазу горячей войны большой, потому что вблизи такого конфликта, как в Украине, не должен быть слышен "звон оружия", если мы не хотим, чтобы нас обвиняли в двойном стандарте. А военные знают из лекций в Военной академии, что любое учение может быть прикрытием и может перерасти в настоящую войну.

Неизбежно сопровождающие подготовку к войне психологические формы воздействия на население, например, внушения, что Россия может угрожать территориальной целостности Болгарии, когда у нее нет ни территориальных претензий, ни экономической мощи вести вообще широкомасштабную войну, только отвлекают нас от реальных угроз, к которым уже переориентируются США и Европа.

Поэтому намного вероятнее увидеть не "зеленых человечков" на морском берегу, а джипы с черными флагами "Исламского государства" на наших новых магистралях с юга.

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: