Размер шрифта:   

Кроме новостей > Комментарии и анализ

Financial Times: Болгарка Ирина Бокова – самый сильный кандидат на пост генсека ООН

28 апреля 2015, вторник / 18:40  |  Просмотров: 1449;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Financial Times: Болгарка Ирина Бокова – самый сильный кандидат на пост генсека ООН Ирина Бокова. Фото: БГНЕС

С решением, которое должно быть принято в следующем году, процесс выбора нового Генерального секретаря Организации Объединенных Наций уже начался на фоне сотрясающих изменений в мире, пишет в газете „Financial Times“ Дэвид Кларк, председатель фонда „Россия“.

Занимающий в настоящее время должность Пан Ги Мун был избран в 2006 году, когда мир все еще можно было считать однополярным. Соединенные Штаты погружены возможно и провалились в Ираке, но способность администрации президента Буша излучать мощность в глобальном масштабе было неоспоримым. Контекст, в котором преемник Пан Ги Муна займет пост будет сильно отличаться. Он будет зависеть от попыток мира справиться с последствиями мирового экономического кризиса и от перераспределения глобальных сил, которые привели к ускоренному росту Китая и других быстро развивающихся стран, ослабляя еврозону и заставили США ограничить свои амбиции, а Россию, оспорить силой договоренности, достигнутые после окончания Холодной войны.

Одно из последствий смещений центров власти – возрастающение уверенности быстро развивающихся стран и их заявление об изменении процедур ООН сообразно современных реальностей. Предложения, которое в настоящее время обсуждаются в Генеральной Ассамблее ООН направлены на „открытие“ процесса по определению генерального секретаря и на то, чтобы он стал более „прозрачным и всеобъемлющим“. На протяжении многих лет, выбор Генерального секретаря ООН всегда было монополией Совета Безопасности, и в частности его членов с правом вето, которые консультируются друг с другом перед тем, как представить Общему собранию выбранного ими кандидата. Исключенные из этого процесса страны, в том числе значимые быстро развивающиеся страны, такие как Индия и Бразилия, не видят причины того, чтобы в выборе принимали участие только 5 стран, победителей в войне, закончившихся семьдесят лет назад. Они хотят получить право выдвигать кандидатов, выслушивать их на открытых заседаниях и выбрать из списка с двумя или более именами.

На данном этапе, постоянные члены вряд ли сделают большие, или какие-либо уступки перед реформаторами. Какие бы другие более серьезные различия не появились между ними, пятеро постоянных членов Совета Безопасности / П5 / имеют общий интерес защищать свои прерогативы против исходящих снизу требований развивающихся сил. По этой причине, дискуссия о реформе Совета Безопасности буксует уже более двух десятилетий. Страны П5 не хотят, чтобы их власть ослабла, независимо от того, случится ли это путем выборов новых постоянных членов или путем расширения роли Общего собрания. Тем не менее, эта их линия поведения, которую уже и так трудно проводить, может оказаться неудержимой, если П5 возьмут под внимание чувствительность других стран по вопросу выбора Генерального секретаря. Поэтому необходимо пойти на определенные уступки.

Генеральная Ассамблея не произносилось по поводу того, какого человека хотели бы видеть его члены на этой должности, за исключением двух конкретных вещей. Первое, что требуют соблюдения принципа ротации среди пяти региональных групп в ООН. Так как Восточно-Европейская группа, которая в общем совпадает со странами бывшего Советского блока, является единственной региональной группой, которая никогда не выдвигала кандидата на пост Генерального секретаря, общее мнение состоит в том, что теперь ее очередь. Учитывая право вето России и ее сложные отношения с бывшими сателлитами, выбор значительно снижается. Из этой группы есть только две или три страны, которые могли бы представить приемлемую кандидатуру.

Второе требование Генеральной Ассамблей, чтобы процесс отбора учитывал равенство полов. Так как до сих пор все Генеральные секретари были мужчинами, усиливает давление, чтобы на этот раз на эту должность была выбрана женщина. Требование исходит от движений гражданского общества не только в развитых странах, где они имеют сильное влияние, но и в развивающихся странах, где женские активистские организации становятся важной политической силой. Принцип равенства полов может быть фактом только в том случае, если кандидаты, представленные на Генеральной Ассамблее, будут включать по меньшей мере одну женщину. Но для Совета Безопасности будет очень трудно представить список, включающий только одного кандидата, если он мужчина.

Возможно, не случайно, что из всех представленных до этого момента кандидатов, самым сильным претендентом считается Ирина Бокова - болгарский дипломат, занимающая во второй раз пост главы ЮНЕСКО. Она, точно, отвечает многим требованиям: значительный опыт работы в системе ООН, образование в Вашингтоне и Москве, свободно владеющая французским языком. Считается, что она хорошо принята в США и номинирована собственным правительством, одного из немногих, которые поддерживают сердечные отношения с Россией. Источники говорят, что она пользуется поддержкой Польши, которая в настоящее время зарекомендовала себя в качестве регионального лидера.

Из всех, кто возможно будет кандидатом, серьезными соперниками г-жи Боковой из Восточной Европы являются мужчины, в то время как женщины представляют другие регионы, в том числе и значительная группа представителей Латинской Америки. Это не означает, что они не победят, а что им необходимо будет преодолеть дополнительные препятствия. Чаще всего упоминается имя Хелен Кларк - бывшего премьер-министра Новой Зеландии, возглавляющая в настоящее время программу развития ООН. Она тоже имеет большой опыт работы в системе ООН и впечатляющую биографию, хотя ее поддержка реформ Совета Безопасности, в том числе ограничения вето можете настроить против нее некоторых членов П5. И так, как Новая Зеландия входит в группу „Западной Европы и других“, которая включает в себя США и большинство стран НАТО, ее кандидатура не удовлетворила бы желание быстро развивающихся стран, положить конец господству англоязычного мира из прошлого.

Процесс выбора нового лидера мировой организации всегда был сложным и противоречивым. Но в первые, после окончания Холодной войны противоречия между П5 могут привести к его блокированию. Возрастающие требования быстро развивающихся стран Глобального юга об одной ООН, которая отражает реалии 21-го века, добавляет новый фактор к уже осложненному уравнению. Старый порядок постепенно умирает, но новый только начинает формироваться.

Тот, на кого будет возложена ответственность вести эти изменения, должен будете обладать значительными навыками, для того, чтобы ООН продолжала вносить вклад в мирный, основанный на правилах, мировой порядок.

Источник: БГНЕС

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: