Размер шрифта:

Кроме новостей > Интервью

11 апреля 2015, суббота / 13:10  |  Просмотров: 3033;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Первый болгарский космонавт Иванов: Полет Гагарина дал бурный старт изучению космоса Первый болгарский космонавт Георгий Иванов. Фото: БГНЕС

В преддверии Дня космонавтики мнением о значении для человечества полета в космос Юрия Гагарина, перспективах развития космической науки, а также собственным опытом полетов поделился в интервью ТАСС первый болгарский космонавт Георгий Иванов. Беседу провел Игорь Ленкин.

- Как вы оцениваете значение сегодняшнего праздника - Дня космонавтики?

- 12 апреля в истории человечества навсегда останется уникальной датой. Именно в этот день в 1961 году человек впервые смог подняться над нашей родной Землей и посмотреть на нее с высоты около 400 км. При этом полет Юрия Гагарина доказал, что человек может выдержать подобные перегрузки и работать в условиях невесомости.

Он также подтвердил, что расчеты советских ученых-конструкторов во главе с Сергеем Королевым оказались абсолютно точными, и космический полет оказался возможен. Верными оказались разработанные методики возвращения человека на землю при помощи спускаемой капсулы и парашютной системы. И хотя Гагарин совершил всего один оборот вокруг Земли продолжительностью в 108 минут, именно он открыл страницу бурного развития программ освоения космоса.

Соревнования времен "холодной войны" между СССР и США также помогли в изучении космического пространства и дали мощный толчок развитию космонавтики. Затем в 1963 году был полет первой женщины Валентины Терешковой, а в 1965 году Алексей Леонов первым из землян вышел в открытый космос. Были созданы многоместные корабли, и шаг за шагом человечество пошло по пути осуществления длительных полетов. К сожалению, Сергей Королев в 1966 году ушел из жизни, но дело его по-прежнему живет, космонавтика успешно развивается, тренировки космонавтов и полеты продолжаются. Началась разработка автоматических космических аппаратов, были совершены их полеты на Луну и Марс. Эти события помогли развитию всего спектра научных исследований.

- Каковы приоритеты в развитии космической науки сегодня и на ближайшие годы?

- Сейчас тот момент, когда на орбите Земли с постоянным экипажем успешно работает Международная космическая станция, а космонавты будут вскоре работать на ней целый год. Фактически это является репетицией полета на Марс, хотя в рамках подготовки к этому полету есть еще очень много неизвестного. Следующий шаг - создание постоянной базы на Луне. Россия сейчас, фактически, единственный строитель космических ракет и единственная сторона, которая обеспечивает жизнедеятельность МКС.

- Ваша точка зрения, возможно ли исследование космоса одной страной, или необходимы консолидированные усилия разных государств?

- В принципе, это возможно, но требует больших финансовых ресурсов. Полет стоит очень дорого, не могу сказать точную цифру, но даже туристы платят около 40 млн долларов. Но есть и невидимая сторона - это огромный труд экипажа на орбите. Время космонавтов расписано не по часам, по минутам. Одних экспериментов было проведено несколько десятков тысяч - опыты по космической физике, по дистанционному изучению Земли, по космической медицине. Ведь человеческий организм - вещь хрупкая, малоприспособленная для выживания в космосе.

- Как сегодняшний политический кризис влияет на космические исследования?

- Влияние кризиса началось еще в 90-х годах, когда резко сократилось финансирование программ космических исследований и их ход существенно замедлился. Но сегодня практического влияния он не оказывает. Совместная подготовка и европейцев, и американцев, и россиян к космическим полетам продолжается в Москве. Так что, во взаимоотношениях между нами, космонавтами и астронавтами, политики нет. Политика остается политикам.

- То есть ваше мнение, что в космосе политики нет?

- Почти нет, ведь работа идет по заранее утвержденным программам, которые знакомы каждому из членов экипажа, и под руководством одного командира, обычно - российского космонавта.

- А как обстоят дела с секретностью разработок?

- Секретность существует на других этажах, она, прежде всего, касается беспилотных проектов - новых спутников и космических кораблей, в строительство которых сегодня вкладываются серьезные средства. Эти деньги идут на контроль и мониторинг земных событий, на спутники-разведчики.

- Что можно сегодня сказать о космических угрозах? Чего стоит больше опасаться - "пришельцев" из далекого космоса, вроде астероидов или метеоритов, или творений человеческого разума - спутников военного предназначения?

- Опасаться надо всего. Астероиды опасны - эта постоянная угроза над устранением которой мы, участники Ассоциации ветеранов космических полетов, активно работаем. Решаем, каким образом эти астероиды могут быть отстранены - то ли через прямое уничтожение, то ли через изменение орбиты астероида.

- А военные спутники?

- Про современные военные спутники я знаю мало, но и они тоже представляют реальную опасность и даже могут вызвать катастрофу.

- Что такое космическая наука сегодня, по каким направлениям идет ее развитие?

- Это очень обширная тема. Если говорить о повседневных делах, то можно вспомнить о космической метеорологии - с высоты очень хорошо видны ураганы, циклоны и антициклоны. Второе - космическая медицина и биология, в том числе получение новых видов лекарств в условиях невесомости. Третье - это космические технологии, создание различных видов сверхпрочных материалов. На протяжении всей истории человечество интересовала космическая физика. Телескопы сейчас строятся не только на Земле, но и в космосе.

- С точки зрения космонавта, какие сложности встречались в подготовке к вашему полету?

- В первом отряде космонавтов было некомфортно. Нам пришлось пройти через множество испытаний, в том числе и физических. Критерии отбора были очень строги. Особое внимание обращалось состоянию здоровья, поэтому Королев в свою команду и подбирал сначала летчиков, а лишь потом - врачей и инженеров.

- Насколько опыт и знания первого космонавта востребованы сейчас в Болгарии?

- Особых требований никто не выдвигает, но люди по-прежнему активно интересуются и полетами, и особенностями изучения космического пространства. Особенно это характерно для молодежи. Поэтому часто приходится ездить по стране и встречаться со школьниками и студентами, рассказывая о Космосе, о подготовке космонавтов, о своем полете. Дети хорошо знают имена Юрия Гагарина и Валентины Терешковой, реже правильно отвечают на вопрос о Леонове, который первым вышел в открытый космос, и практически не помнят, кто первым ступил на Луну. Космонавтика остается профессией для избранных. Фантасты утверждали, что уже к 2000 году в Космосе побывает несколько тысяч космонавтов, что их будет намного больше, чем покорителей Эвереста. Но, увы, этот прогноз не оправдался. В космосе побывало не многим более 500 человек. Космонавт - трудная профессия, но она очень важна для человечества, независимо от цены, которую за исследование космоса приходится платить.

- Как сегодня оценивается риск пилотируемых космических полетов?

- Вопросы безопасности полетов всегда были на первом месте. Это касается и моего полета с Николаем Рукавишниковым, который состоялся 10 апреля 1979 года, где риск также не превышал допустимых пределов. Каждая из систем корабля, по методике Королева, дублируется многократно. И всегда разрабатывается резервный вариант развития событий. В нашем полете отказали две системы из трех, отказал основной и был поврежден резервный двигатель, но мы смогли приземлиться. Не так, как планировали, по баллистической траектории /практически в режиме свободного падения/, в другом месте, но, главное, приземлились и остались живы.

- После того полета в космос больше не хотелось?

- Постоянно хочется, вот только денег на полет, даже в качестве туриста, у меня нет.

Георгий Иванов родился 2 июля 1940 года в городе Ловеч. Школьником занимался в парашютной секции. Завершил военное училище в городе Долна-Митрополия в 1964 г по специальности летчик-инженер, пилот первого класса. Был командиром эскадрильи.

1 марта 1978 года был отобран в группу подготовки космонавтов по программе "Интеркосмос 2".

10 апреля 1979 года полетел в Космос на корабле "Союз 33" с Николаем Рукавишниковым. Во время полета отказал основной и резервный двигатель, спуск на Землю прошел по баллистической траектории, фактически в режиме свободного падения, с большими перегрузками. Полет продолжался 1 день 23 часа и 1 мин.

В 1979 году удостоен звания Героя Советского Союза и Героя Народной республики Болгария. Завершил службу в звании генерал-лейтенант. Член Международной ассоциации участников космических полетов.

Версия для печати Отправить Подпишись на слово