Размер шрифта:   

Кроме новостей > Комментарии и анализ

Как трансатлантический договор повлияет на Болгарию

6 марта 2015, пятница / 16:47  |  Просмотров: 819;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Как трансатлантический договор повлияет на  Болгарию Фото: www.banker.bg

Автор: Даниела Николова, Институт рыночной экономики

При анализе экспорта Болгарии в остальные части мира часто рассматривается только экспорт товаров. Экспорт услуг из Болгарии, однако, также значительный по объему и достигает около 22% от общего объема экспорта товаров и услуг в 2014 году. С учетом продолжающихся переговоров по так называемому Трансатлантическому партнерству в области торговли и инвестиций (ТПТИ), интересно рассмотреть экспорт услуг из Болгарии в США и, как возможное подписание TPTI повлияло бы на этот экспорт.

Какие услуги экспортирует Болгария в США?

Прежде всего, следует отметить, что экспорт услуг в США составляет около 42% от общего объема экспорта товаров и услуг из Болгарии в эту страну (по данным ООН за 2013 год), т.е. его доля в общем объеме экспорта примерно в два раза выше среднего. Стоимость услуг, которые Болгария экспортирует в США, неуклонно растет в последние пять лет (до 2013 года) и достигла 295,9 млн долларов в 2013 году и 3,9% от общего объема экспорта услуг из Болгарии. Экспорт услуг в США увеличивается как в абсолютном выражении (на 59% по сравнению с 2009 г.), так и в виде доли от общего объема экспорта услуг – с на 2,7% в 2009 году до 3,9% в 2013 году, что показывает положительно растущий экспортный рынок.

Наиболее важным пунктом в сфере экспорта услуг в США в 2013 году были компьютерные и информационные услуги, которые достигают около 121 млн долларов или 41% от общего объема экспорта услуг. Стоит отметить, что экспорт компьютерных и информационных услуг вырос почти в три раза между 2009 и 2013 г.г., более 90% экспорта таких услуг (94% в 2013 году) состоит из экспорта компьютерных услуг, т.е. разработки программного обеспечения.

Следующим по величине элементом в экспорте болгарских услуг в США являются путешествия, на долю которых приходится около 20% экспорта услуг. Личные поездки представляют более чем 2/3 путешествий, а остальные - деловые поездки. После относительно стабильного показателя поездок в 2009-2012 г.г., в 2013 году наблюдается резкий скачок на 22%.

Третьим по значимости элементом в экспорте услуг в США являются так называемые "Прочие деловые услуги", которые также отмечают быстрый рост в последние годы (после падения в 2010 году) и в 2013 году составили долю в размере 17,5%. Около 97% этих услуг попадают в группу „Разнообразные деловые, профессиональные и технические услуги", которые включают в себя правовые, бухгалтерские, управленческие, PR, рекламные, социологические, исследовательские, развивающие, архитектурные, инженерные, технические и другие услуги, в том числе таковые между связанными предприятиями. То есть, это направление в целом, является так называемым аутсорсингом различных бизнес-услуг от американских фирм болгарским.

Другие относительно серьезные направления в экспорте услуг - транспортные услуги (в основном, воздушный и морской транспорт) с долей 8,1% в экспорте услуг в 2013 году и личные, культурные и развлекательные услуги с долей около 6%. На воздушный транспорт приходится около 82%, а на морской - около 12% (по данным 2012 года) транспортных услуг. С другой стороны, личные, культурные и развлекательные услуги преобладают из аудиовизуальных услуг, которые, скорее всего, отражают частые съемки американского кинопроизводства в Болгарии (в "Бояна фильм") из-за более низких затрат. Относительно небольшими элементами в экспорте услуг являются услуги связи (курьерские, почтовые и телекоммуникационные услуги) с долей около 2,6% в 2013 году, страховые услуги (с долей около 2%) и финансовые услуги (с долей 1,4%).

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: