Размер шрифта:   

Кроме новостей > Интервью

Президент Болгарии потребует референдум об избирательных правах вместе с местными выборами

23 февраля 2015, понедельник / 14:17  |  Просмотров: 1561;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Президент Болгарии потребует референдум об избирательных правах вместе с местными выборами

Я буду требовать проведения референдума об избирательных правах вместе с местными выборами, в случае необходимости я готов использовать свое право инициировать конституционные поправки. Это заявил президент Болгарии Росен Плевнелиев в интервью газете "24 часа".

- Господин Плевнелиев, сегодня Вы начинаете так называемые политические консультации с партиями. Какова их цель?

- Я рад, что дал старт инициативе "Месяц политических консультаций", которая стала хорошей традицией. Я благодарен заранее политическим силам за ответственное отношение. Цель состоит в том, чтобы проанализировать внутреннюю и внешнюю среду, отсеять наиболее срочное и самое важное, и как президент Болгарии я буду искать точки пересечения и согласие. Много времени мы потеряли в спорах и углублении различий. Моим посланием будет – есть много работы, которую необходимо сделать. 2015 год должен быть годом действий.

- Год действий? Что необходимо сделать? Взять новый кредит?

- О займе я отвечу немного подробнее, но действие для меня - это стабильность, реформы и референдум. Есть ряд реформ, которые не выполнены, но хорошо подготовлены. Будет крайне безответственно, если они не произойдут в 2015 году. У нас есть все предпосылки, чтобы поздравить друг друга с успешно завершенными реформами уже в этом году. Была принята стратегия продолжения реформ в болгарском правосудии. Народ послал ясный сигнал, что это должен быть неотложный и общий приоритет, и мы должны услышать его голос и продолжить реформы.

Пенсионная реформа также не терпит отлагательства. Хорошо, что дан срок и идет поиск максимального согласия путем публичных дебатов, чтобы принять долгосрочное устойчивое решение, а не просто смену того или иного параметра пенсий.

В секторе безопасности также есть готовность – существует пакет законов, которые должны быть, наконец, приняты Народным собранием Болгарии. Цель состоит в том, чтобы болгарские службы впервые за последние 25 лет имели ясные законы и правила действий, и в то же время, чтобы был общий закон, который определил бы механизмы сотрудничества между ними. Сколько раз мы жаловались, что каждая служба работает сама по себе? Мы можем изменить ситуацию к лучшему.

Административная реформа с электронным правительством давно желаема и ожидаема болгарским народом.

Реформа водного сектора не терпит отлагательства. Мы пострадали от наводнений, от плохого управления водными объектами, отсутствия ответственности и координации. Законодательная инициатива готова и может произойти. Реформа болгарской энергетики ведется, она неотложная и осмысленная, требующая национальных дебатов и ответственных действий. Должны продолжиться реформы в области образования и здравоохранения.

Все перечисленные выше изменения осмысленные, важные и неотложные, поэтому я ожидаю, что 2015 год будет годом национально ответственного действия, что означает реформы.

- Вы сказали референдум? Что именно вы представляете себе - запланировать новый параллельно с местными выборами?

- Я не отказываюсь от идеи национального референдума по вопросу избирательных прав граждан. Я буду работать для того, чтобы провести его вместе с местными выборами. Таким образом осуществится другая моя идея - обогатить болгарскую демократию, объединив пользу и эффект представительной и прямой демократии. Я всегда работал над тем, чтобы спрашивать людей, особенно когда трудно, когда тяжело. Только вместе мы можем двигать страну вперед. Это означает прямую демократию, а ее высшая форма - референдум. Я начну опять свою инициативу о проведении референдума не только потому, что 42-е Народное собрание отнеслось к моему предложению безответственным образом, а потому, что прошедшие полтора года доказали необходимость такого референдума. Болгарский народ показал, что он в курсе своих избирательных прав и ожидает ответственного отношения политиков. Я поставлю вопрос на обсуждение в 43-е Народное собрание вовремя, так, чтобы мы могли провести референдум одновременно с местными выборами.

- Как? Вы будете собирать подписи снова?

- Нет, нет такой необходимости. Глава государства имеет право по Конституции инициировать национальный референдум. 42-е Народное собрание отнеслось безответственно как к моей идее, так и к голосам более 570 000 болгарских граждан. 42-е Народное собрание Болгарии не прилушалось к их голосу, но я уверен, что этот парламент сделает это.

- Когда Вы поставите вопрос на рассмотрение в парламент Болгарии?

- Я внимательно слежу за конституционными сроками и, вероятно, в мае уведомлю Народное собрание Болгарии. Тема референдума будет частью повестки дня "Месяца политических консультаций." Мы обсудим с парламентски представленными политическими силами предложенные мною три вопроса о референдуме, а также сроки его проведения.

- Вопросы референдума - это старые три вопроса?

- Да. Они были очень хорошо сформулированы. Поддерживаете ли вы, чтобы часть народных представителей выбирались мажоритарно? Поддерживаете ли вы введение обязательного голосования на выборах и национальных референдумах? Поддерживаете ли вы предложение голосовать и дистанционно электронным способом при проведении выборов и референдумов? Эти три вопроса.

- Элементы мажоритарного выбора… Не слишком ли это обтекаемый вопрос?

- Это будет частью моих бесед. Я буду рад услышать партии и их оценку. Очень важно понять, что как глава государства я системный игрок. Я верю в представительную демократию, верю в сотрудничество между президентом, парламентом и политическими силами. Именно поэтому, ведя поиски согласия, я не хочу фиксировать определенную цифру, например 50% от выбора должен быть мажоритарным, а оставляю возможность для дебатов.

- В мае Вы обратились в парламент Болгарии, но Народное собрание должно принять это предложение?

- Я провел предварительные беседы с некоторыми политическими силами. Я получил от них заверения, что они поддержат инициативу, если мы сумеем сделать местные выборы и референдум 2:1. Это повлияет очень хорошо на мотивацию граждан дать ответ на вопросы, кто наиболее достойны быть мэрами, а также на вопросы о их избирательных правах.

- Говоря о государственном устройстве, на днях в интервью газете "24 часа" Радан Кынев поднял немного неясный тезис о необходимости изменения полномочий главы государства. Что вы думаете, должно ли быть такое изменение?

- В моей кампании на президентских выборах в 2011 году я взял на себя категорическое обязательство и обещание, что я не хочу больше прав для меня, как главы государства. Мне хотелось бы выполнять свои обещания и категорически заявляю, что не требую больше прав для себя. Я неоднократно заявлял свою твердую позицию против введения президентской республики, я за парламентскую демократию и ищу улучшения баланса. Из опыта, который я накопил в течение этих трех лет, я могу выделить три идеи, которые могут привести к улучшению не из-за меня, а из-за болгарской демократии, с целью лучшего функционирования государства и баланса властей.

Во-первых. Президент избирается народом так, как и народный представитель, но глава государства не имеет права на законодательную инициативу. Это вопрос, который должен быть обсужден.

Во-вторых. Чтобы инициировать национальный референдум необходимы 500 тысяч действительных подписей. Как президент я был избран почти 2 миллионами голосов, инициативный комитет в поддержку референдума собрал 570 000 голосов, но несмотря на это 42-му Народному собранию Болгарии удалось с легкой руки отклонить этот референдум. Я верю, что конституционное право президента инициировать референдум должно иметь более высокую степень обязательности.

В-третьих. Глава государства является символом баланса и национально ответственного подхода, и поэтому необходимо подумать о его праве частичного вето. Много раз, когда я использовал право вето на различные законодательные проекты, я задавал себе вопрос, насколько лучше было бы, если бы я мог вернуть только определенный текст, а остальная часть закона будет обнародована. Я могу дать вам много примеров, когда в каком-то законе с ясными тезисами есть один или два ошибочных текста, которые обязательно должны быть улучшены. Мы должны повысить эффективность, таким образом, мы поможем и парламенту. Вот эти три идеи, которые могли бы повысить эффективность и сбалансированность в работе между властями. Конечно, это проходит через Великое Народное собрание. Сейчас, однако, не время для Великого Народного собрания, определенно.

- Расскажите немного больше о реформах, которые, по вашему мнению, должны быть сделаны в 2015 году. Все повторяют, насколько блестящая судебная реформа, но у меня осталось чувство, что ее целью является получение блоком реформаторов квоты в Высшем судебном совете.

- Я не могу согласиться с вашим анализом, но беспокоюсь о другом - после впечатляющего принятия стратегии для продолжения реформ в болгарском правосудии подавляющим большинством суть вещей так и останется. Я категорически считаю, что это только начало процесса. Принятие стратегии - только шаг к успеху. Есть много вещей, которые необходимо сделать, но важно начать с чего-то конкретного. Успех придет, когда болгарское правосудие кроме независимого станет эффективным и прозрачным, будет раздавать справедливость по совести и по закону, а не на основе тайных зависимостей. Здесь я скажу, что слежу очень внимательно за следующими шагами парламента и правительства по реализации принятой стратегии. Я согласен с ней, но я боюсь, чтобы она не осталась в фазе декларативных, а не реализованных мер. Я надеюсь, что парламент сделает свою работу. Желаю успехов в реализации этой важной и ответственной национальной реформы.

- Как пример, судебная реформа требует конституционных изменений?

- Это большой вопрос. У нас есть стратегия, но пока не ясно, какая ее часть требует конституционных изменений, а какая нет. По этому вопросу все еще идут споры. Я неоднократно заявлял о своей готовности быть полезным в конституционных дебатах, но я всегда говорил, что к изменениям Конституции нельзя подходить частями, мы должны это сделать так, как это происходит во многих странах.

Во-первых, делается обзор его реализации со стороны экспертов, а затем наступает черед политических дебатов. Важно увидеть, какое изменение может быть сделано с помощью обычного Народного собрания и какое требуют созыва Великого народного собрания. Давайте не будем сосредотачиваться исключительно на изменениях конституции. Я не буду вдаваться в подробности, пусть о деталях договорятся профессиональные среды и политики. То, на чем я хочу акцентировать внимание, , что многие вещи в этой стратегии могут быть реализованы без изменений в Конституции. Если понадобится, я готов использовать свое право инициировать изменения в Основном законе.

Позитивный тон в докладе ЕK базируется на ожиданиях судебной реформы. Если она не произойдет в конце 2015 года, мы можем оказаться перед лицом драматической ситуации, в которой Румыния присоединяется к Шенгену, а Болгария остается одна, с серьезными экономическими и репутационными проблемами для нас.

- Правительство вскоре после первых 100 дней оказалось в ситуации угрозы уйти в отставку из-за споров по рефинансированию государственных займов. Ваша оценка этой ситуации?

- 2015 год является уникальным и сложным годом. Мы уже седьмой год находимся в трудной экономической ситуации. Народ не имеет больше резервов. Никто не ожидал, что кризис продлится так долго. У нас есть рекордное количество кризисов по всему миру, глобальная нестабильность - и на Востоке, и на Юге от Болгарии ведутся войны. Мы являемся свидетелями терактов в Европе – в Лондоне, в Париже, в Копенгагене. Мы были атакованы террористами на родной земле. Предпринимаются меры по дестабилизации ЕС - снаружи и изнутри. Впервые в самом сердце Европейского союза – в Европейском парламенте у нас есть такая большая группа евроскептиков. Те, кто хочет разложить ЕС. Мы наблюдаем беспрецедентную волну национализма и популизма. У нас есть очень мощная волна отрицания. Европейский долговой и финансовый кризис еще не решен. Эти факторы внутри и снаружи сделают год уникальным и очень тяжелым. Зная, что это так, мы должны действовать. Никаких отставок, а олько национально ответственное действие. Никаких манипуляций, а честный и разумный подход. Никакой истерии, а факты и аргументы.

И здесь я дохожу до вашего вопроса об идее правительства заключить трехлетнее рамочное соглашение с авторитетными финансовыми институтами, чтобы обеспечить необходимые кредиты для покрытия старых долгов и финансирования дефицита. Я удивлен, что правительство не смогло хорошо объяснить свои намерения. Но за пределами этого моего замечания идея в своей основе является разумной. За последние 200 лет в Европе не было таких низких процентов. Мы являемся свидетелями исторически низких уровней процентов за 200 лет!

Это разумно, чтобы национально ответственное правительство пыталось рефинансировать старые долги новыми кредитами на более выгодных условиях. Открываю скобки, чтобы сказать, что эти старые долги имеют в три раза выше проценты, чем потенциально мы можем получить. Не забывайте, что так называемый долг Милена Велчева был договорен с процентами 8,5%. Сегодня мы можем надеяться, что хорошо структурированная кампания правительства может принести процентные ставки в размере около 3%. Это почти в 3 раза меньше. Это действие правительства может привести к почти трехкратно низкому уровню процентов, что сэкономит сотни миллионов евро в год. Это мой аргумент - мы наблюдаем самые низкие процентные ставки в Европе до сих пор, хорошо бы воспользоваться этим. В любом случае долги надо платить, потому как и наши греческие друзья недавно поняли - нет бесплатного обеда. А вот мой второй аргумент. Так как бы будем платить и рефинансировать уже существующие задолженности, разумно, чтобы это не происходило как долг за долг, год за год, а было бы прогнозируемо и в четко установленные сроки. Для достижения желаемой стабильности, особенно в трудные времена, нам необходимо доверие на рынках. А они ожидают прозрачности и предсказуемости. Ясный трехлетний договор. Подобный договор скорее успокоит рынки и инвесторов. Поэтому я стою за этими усилиями правительства. Конечно, в парламенте должны быть дебаты и рассмотрение того, каким будет общий объем этого действия. Сколько миллиардов составит новый долг, как глава государства я не могу предопределить.

Более крупная тема для меня другая, а именно - устойчивость публичных финансов, овладение дефицитом и отказ от манипулятивного подхода. Ответственная оппозиция отметила бы и хорошее, и плохое в этой идее. Она села бы за стол переговоров с четкими аргументами, а не разжигала бы ненужную истерию и манипуляции. Но внушать, что с этим соглашением правительство может привлечь новые займы, манипулятивно. Правительство действует после принятия Закона о бюджете, оппозиция участвует в его обсуждении и голосовании. Уровни задолженности на 2015 год фиксированы. Уровни задолженности на 2016 и 2017 г.г. будут определяться этими же политическими силами, надеюсь, в том же Народном собрании Болгарии. Оппозиция очень хорошо знает, что решение по долгу будет приниматься и с ее участием. Нельзя сознательно манипулировать и лишать болгарский народ его права на объективную информацию и сознательный выбор. В Народном собрании Болгарии может быть обсужден и трехлетний финансовый прогноз министерства финансов. Если мы посмотрим на уровень долга на сегодняшний день, может оказаться, что к концу 2017 года долг Болгарии будет на самом деле находиться на том же уровне, соизмеримым с сегодняшним днем. Я призываю к большему количеству фактов и аргументов и меньшему манипуляций.

То же самое с координационным центром НАТО. За последние три года мы провели 211 совместных учений с нашими партнерами по НАТО. Они приходили со своими танками, со своими самолетами - это было публично. И опять будут приходить. Эта информационная истерия, которая разгорелась, меня удивляет и шокирует. Из того, что создается давно договоренный координационный центр, по которому работают три правительства, в том числе правительства БСП и ДПС, при поддержке «Атаки». Этот центр из сорока человек, половина из которых являются болгарскими офицерами, они будут работать в нескольких комнатах в одном из зданий министерства обороны. Когда эта информация извращается до "Объявляем войну России" или "Будет мобилизация с целью войны", - это подсудно.

- Конечно, есть и манипуляции, но они не были бы эффективными, если бы мир не изменился. Тревоги реальные и, поэтому процветают манипуляции. В Украине ведется настоящая, хотя необъявленная война. Поэтому я спрошу Вас так: Вы как главнокомандующий готовы войти в войну, если это будет необходимо?

- Никто в Болгарии не хочет войны, не планирует войну, не хочет участвовать в военных действиях, не хочет отправлять оружие и болгарских военных в Украину. Мы не хотим, не планируем и не имеем никакого намерения, чтобы это случилось, но, пожалуйста, задайте этот вопрос и тем болгарским политикам, которые выходят и трубят, что идет мобилизация с целью войны, что привозятся ракетные комплексы в Шаблу для нападения на Россию. Пусть констатируют один факт, одно доказательство этих утверждений. Если такие доказательств не имеется, я ожидаю извинений перед болгарским народом. Необходимо знать, кто лжет, манипулирует и искусственно нагнетает напряженность в обществе, и пусть он понесет свою ответственность.

- Будете ли Вы кандидатом на президентских выборах в 2016 году?

- Это интервью закончится, как началось - 2015 год будет годом действий, годом реформ, годом референдума, а не годом политических счетов. 2016 год будет годом правды о президентских выборах, тогда появятся и достойные кандидаты, и качественные личности, а люди выберут лучшего из них. Все очень динамично, через год среда в Европе и в нашей стране будет совсем другой. Кто сейчас строит планы, ошибется. В 2015 году давайте сделаем свою работу. Как можно больше реформ, больше результатов. Народ ожидает результатов, давайте покажем, что мы его поняли.

По материалам БГНЕС

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: