Размер шрифта:   

Кроме новостей > Комментарии и анализ

"Капитал": Русская диета болгарского бизнеса

22 февраля 2015, воскресенье / 14:52  |  Просмотров: 1141;  Комментариев: 0
Send to Kindle
"Капитал": Русская диета болгарского бизнеса Производители трудно удерживают конкуренцию продукции, поступающей в Болгарию в ЕС из-за их неспособности достичь России. Фото: БГНЕС

Когда в августе прошлого года Россия ввела эмбарго на импорт некоторых продуктов питания из ЕС, болгарские производители отреагировали на меры с большой дозой страха.

Хотя экспорт молочных продуктов, мяса, фруктов и овощей в Россию в последние годы составляет небольшие объемы, для некоторых компаний, которые традиционно работают с этим рынком, запрет действительно оказался сильным ударом.

Сегодня, через шесть месяцев после введения эмбарго, хотя и не кардинальные или массовые, уже налицо и косвенные последствия обострения торговых отношений.

Прогноз об избытке дешевой продукции из стран ЕС, перенаправленной в Болгарию из-за российских санкций, не подтверждается, по крайней мере по официальным данным статистики импорта. Такие товары, конечно, входят, но чаще через разовые сделки как часть нерегламентированного импорта.

Тем не менее, в секторе хорошо известно, что цены на отдельные товары на внутреннем рынке в ЕС падают в результате торговли с неэкспортированными объемами в Россию.

И хотя это несколько хорошая новость для потребителей, все чаще такую практику производители называют чистой формой демпинга. Крупные торговцы в Болгарии, конечно, другого мнения.

Они утверждают, что планирование у них происходит точно на длительное время вперед, а шок от российского эмбарго на цены ощущался только первые несколько недель или месяцев после его введения, когда произведенные количества имея ввиду их короткий срок годности, должны были быть проданы быстро. Тогда, по их словам, крупные европейские производители просто сократили свои объемы. Одним словом – эффект российского барьера против Европы на Болгарию, очевидно есть.

Но он различный для отдельных подотраслей пищевой промышленности и на данный момент не проявляется как катаклизм, который изменил бы лицо всего бизнеса, а как постоянное давление на него.

В 2014 году, впервые за последние пять лет экспорт болгарских товаров снизился. И хотя он был меньше, чем 1% в годовом исчислении, данные НСИ показали, что экспорт в направлении Украины уменьшился на более чем 55% до почти 370 млн левов, а в направлении России сокращение составило около 10% до 1,032 млрд левов.

В частности, для сектора сельского хозяйства и пищевой промышленности картина не столь страшная, потому что в последние годы Россия формирует только 2% от общего объема экспорта сельскохозяйственной продукции.

По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия Болгарии от запрета на конкретные продукты страна потеряла рынок на 10-12 миллионов евро в год, что представляет собой относительно большую долю в общем объеме экспорта сельскохозяйственной продукции в Россию – между 17,4 и 20,6%, но только 0,2-0,3% от общего количества, экспортируемого во все страны.

Для отдельных секторов эти данные имеют разные значения. Для молока и молочных продуктов, например, рынок России в 2013 был в числе первых 10 направлений, указывают из Ассоциации молочной промышленности. Болгарский экспорт молочных продуктов в Россию является динамичным. Наименьшая его величина в 2007 году (ниже 200 тысяч долларов), а самая высокая - в 2013 году (более чем на 4 миллиона долларов).

Тем не менее, это сегмент, который больше всего пострадал от введенных санкций, потому что было много кампаний, в том числе и европейского софинансирования, для стимулирования этих продуктов и восстановления их позиций на российском рынке.

В отличие от мяса, экспорта которого почти не было в Россию, в отношении молока и молочных продуктов уже были подписаны много контрактов.

Наряду с ограничением экспорта производители указывают, что трудно удерживают конкуренцию продукции, поступающей в Болгарию в ЕС из-за их неспособности достичь России.

"Наш рынок наводнен желтым сыром из Польши, Голландии, Чехии, Литвы, Латвии, Польши, Украины. Проблема в том, что некоторые из этих продуктов продаются ниже себестоимости. Есть предложения для желтого сыра, например, который продается по ценам на 50% ниже себестоимости, и даже с российскими этикеткой," – рассказал Димитар Зоров, председатель Ассоциации производителей молочной продукции в Болгарии и Национального союза производителей крупного рогатого скота.

Таким образом, производители просто надеются, что это дело месяцев, что запрет на импорт из ЕС в Россию отпадет. Но скорее непредсказуемая политическая ситуация не дает им подобного обещания.

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: