Размер шрифта:   

Кроме новостей > Комментарии и анализ

Иван Крыстев: Украинский конфликт может перенестись и на Балканы

4 февраля 2015, среда / 23:06  |  Просмотров: 2421;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Иван Крыстев: Украинский конфликт может перенестись и на Балканы Фото: ЕПА/БГНЕС

Последний месяц отмечает новый рост международной напряженности с двумя центральными осями: Запад-Ислам и Запад-Россия. Высокопоставленный западный посещения в Софии показывают, что Болгария рассматривается в качестве ключевого аванпоста в противостоянии с Северо-востоком и / или Юго-востоком. Это говорится в анализе политического января проведенного институтом „Иван Хаджийски“.

Борьба с Исламским государством продолжает в основном спорадически и, видимо, не является геополитическим приоритетом. Считается, что „халифат“ продолжает получать доходы в размере 2,5 млн долларов в день от продажи нефти на черном рынке. На состоявшемся заседании коалиции против „Исламского государства“ не были приняты стратегические решения и не были приглашены для участия Иран и Россия, которые являются важными региональными факторами. Кажется, что высказывание президента Обамы о трех опасностях  - лихорадки Эбола, агрессивной политики России и Исламское государство, является не только перечнем, а и классификацией. Эпидемия лихорадки Эбола уже находится под контролем. Сейчас очередь России.

Тревога вызывает стратегию, сформулированную недвусмысленно президентом Обамой: усиливать давление на Россию „всеми возможными средствами“, при условии, что „война между Россией и США не была бы мудрым решением для всего мира“ (чрезвычайно важное условие). Остается узнать, действительно ли и в какой степени Путин переоценил потенциал России, или же Обама перестарался с американским „триумфализмом“ в своих заявлениях в последнее время.

Нам не следует удивляться тому, что возможность масштабной войны увеличивается. США перебросили в Европу стратегические ядерные бомбардировщики. Американские офицеры начали готовить польских пилотов для применения ядерного оружия. Россия провела учения по противодействию ядерному нападению. Михаил Горбачев, который в ноябре высказался резервировано о наличии новой холодной войны, теперь предупредил об опасности горячей войны.

Геополитический кризис движется к точке максимума. От нее должен быть виден рациональный выход или утонуть в геополитическом хаосе. Самая общая формулировка оптимального выхода из украинского кризиса хорошо известна: прекращение военных действий, деэскалации конфликта и консенсусное мирное решения.Первая предпоставка для такого процесса. Чтобы США приняли констатацию своего самого авторитетного политолога - Збигнев Бжезинский: „В результате глобального перераспределения сил США перестали быть гегемоном. Они должны признать, что мир стал гораздо более сложным“.

Внутренний вопрос Украины может быть решен путем федерализации де-факто при использовании подходящей терминологии. Фактически это направление было указано в Минском соглашении. Интерес Путина не в том, чтобы Донбасс был отделен, а наоборот: чтобы он остался в пределах Украины, как гарант против ее превращения в стратегического противника.

До масштабной войны невозможно было бы дойти при противодействии Европе. В этом смысле, хотя и основными геополитическими игроками являются Вашингтон и Москва, мяч находится в Брюсселе (Берлин, Париж, Лондон, Рим).  Вопреки предложению Германии к Путину об „единой экономической зоне от Лиссабона до Владивостока“, пока стратегическая перспектива о выходе из эскалации новой „холодной войны“ не видна.

Это только одна из многих проблем перед Европой, которые увеличились в последнем месяце. Масштабная программа Европейского центрального банка дает более реальные измерения плану об активизации и развитии европейской экономики, оглашенная Жан-Клодом Юнкером. Тем не менее, Европа поставлена перед серьезными испытаниями. Кроме украинского кризиса, текут и ряд внутренних тревожных процессов - после нападения в Париже и выборов в Греции. Усиливаются и прогнозы о левой южноевропейской волне против неолиберальной политики. В другом, правом лагере, британские и французские националисты расширяют свою поддержку, а митинги Пегиды в Германии аргументируют опасения о националистическом подъеме в лучше всех иммунизированной против национализма европейской стране.

Реакция Париже после аттентата против „Шарли Эбдо“ была эмоционально объяснимой. Но вряд ли можно ожидать, что приравнение свободы слова с правом печатать карикатуры на Пророка поспособствует нормализации отношений с исламским миром.

Для Болгарии и нашего региона событий вокруг Украины создают качественно новую ситуацию. Бунт бессарабских болгар против новой мобилизации в Украине и причисление Болгарии к „фронтовым государствам“ (с командным центром НАТО и дальнейшего развертывания сил быстрого реагирования) являются наиболее осязаемыми фактами, которые показывают, что вовлечение в кризис не является просто вопросом регулярных поставок газа.

Предупреждения политолога Ивана Крыстева, что украинский конфликт может перенестись на Балканы, как способ для России предпринять своего рода „контрнаступление“ имеет смысл не столько как прогноз, как в качестве оправдания для ускоренной „натовизации“.  На повестке дня экономическое измерение.

Санкции против Москвы и низкие цены на нефть уже оказывают непосредственное влияние и на болгарский бюджет, в основном из-за снижения сбора акцизов и НДС. С ухудшением отношений Россия-Запад, однако, растет и важность политической стабильности в таких странах, как Болгария - власть пользуется западной поддержкой („снаружи“). А в январе почувствовалась и консолидация формулы управления („изнутри“) – уменьшились противоречия между партнерами, был создан Совет по развитию, была принята программа и т.д.

Политическая стабильность поддерживается общественным мнением в стране. Она благоприятствуемая и возможностью „тематических коалиций“ (ГЕРБ уже заявили, что они полагаются на поддержку БСП и ДПС по ключевым национальным приоритетам).

Стабилизация власти („вверху“) сожительствует с обострением напряженности в бизнесе и СМИ („снизу“). По поверхности в лагере власти налицо экономический „удар по суставам“, через действия того или иного бизнеса или медийных субъектов. Он проявляется начиная с выбора Лозана Панова до скандальных КФН.

В этом контексте вписывается даже напряженность между Борисовым и президентом Плевнелиевым. Независимо от „шуточных“ обратов в своих посланиях, премьер-министр Болгарии сделал косвенный намек, что не поддержал бы Плевнелиева на второй срок. Кроме всего другого, Борисов рассчитывает на поддержку СМИ, а почему бы и не на поддержку бизнес-структур, которые почти открыто воюют против президента и круга „Капитал“. Пока, выделяется стремление премьер-министра Борисова тушировать и не поощрять конфликты, потому что совсем недавняя историческая практика показывает, как открытая бизнес-война может разрушать правительства.

На первый взгляд это кажется парадоксальным, что в месяце стабилизации на переднем плане вышли так много реформаторских проектов в различных областях. Казус БДЖ, однако, показал, что основным стремлением будет скорее стабильность, а не реформы.

Дополнительным фактором в этом отношении являются местные выборы, которые имеют огромный залог для всех и будут испытанием для единства управляющих.

Международная обстановка дает новый шанс националистическому лагерю. Еще больше усугубляются проблемы в левом спектре. Усложняется игра ДПС между властью и изоляцией.

Слева: протянутая рука – для солидарности или для „буксира“? Ход Пырванова с предложением об общих левых кандидатурах является классическим шагом для изъятия, инициативы - не большая, а маленькая партия диктует повестку дня левых фракций, и не большая, а маленькая является видимо конструктивной и готовой подать руку помощи. С другой стороны, БСП находится в положении, когда надо выбрать между ролью донора отцепщиков из АБВ или, наоборот, самоизолировавшимся формированием, которое не желает хорошего избирательного представления.
Опять-таки в БСП „пятая колонна“ оживилась и начались дебаты за / против Пырванова, еще больше подрывающие единство партии. Средства массовой информации создают впечатление, что Миков находится под осадой, зажатый с двух сторон - Пырвановым, откровенно претендующего на пост „естественного“ лидера левых в условиях кризиса и Станишевым, подозреваемого в скрытом намерении вернуть себе утраченные позиции.

В этой трудной позиции БСП постепенно входит в роль оппозиции. Вместе с этим, однако, разновысказывания БСП в СМИ продолжают запутывать аудиторию и размывать ясность красных посланий. На этом фоне, январь показывает шаг к альтернативной новой двухполюсной модели ГЕРБ - ДПС. Обе партии противостоят, а другие приобретают периферийное значение.

Националистическая ниша удваивается? В своем изъявлении после Парижа Патриотический союз говорит о „европейской традиции“, заявив, что европейские ценности находятся под угрозой.  Так Патриотический союз выступает против мантры ДПС, что из-за их присутствия в правительстве, большинство является „антиевропейским“. Патриотический союз получает шанс для своеобразного вливания радикальных посланий в основной поток („мейнстримизирование“)

„Атака“ идет в обратном направлении - не центростремительно и центробежно. Приобретает благодатную хранительную среду в противопоставлении Запада с Россией, вместе с победой партии „СИРИЗА“ в Греции.

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: