Размер шрифта:   

Кроме новостей > Взгляд со стороны

"Фонд Стратегической Культуры": Евросоюз и саморазрушение Болгарии

14 октября 2014, вторник / 18:27  |  Просмотров: 2289;  Комментариев: 0
Send to Kindle
"Фонд Стратегической Культуры": Евросоюз и саморазрушение Болгарии Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, президент Болгарии Росен Плевнелиев и президент США Барак Обама. Фото: БГНЕС

Владислав ГУЛЕВИЧ, Фонд Стратегической Культуры

Президент Болгарии Росен Плевнелиев, представляющий партию ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии»), в интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung привлёк к себе внимание, назвав Россию «националистическим и агрессивным государством». Этим «молодой европеец» Плевнелиев сразу опередил лидеров старой Европы.

Тем временем процессы, идущие в Болгарии, принимают всё более разрушительный характер. Страна мечется от одних внеочередных выборов к другим и продолжает отказываться от выгод сотрудничества с Россией. Зададутся ли когда-нибудь болгары вопросом: всё это и должно означать «европейское развитие»?

В политике ГЕРБ всегда присутствовали антироссийские акценты. Согласие на участие в газотранспортном проекте «Набукко» в обход России; номинальное согласие на участие в проекте «Южный поток», которое затем было обставлено по указанию Еврокомиссии дополнительными условиями; блокирование болгарско-российского проекта строительства атомной электростанции «Белене» – это лишь некоторые примеры из практики правительств, возглавлявшихся политиками из ГЕРБ. Болгария – одна из самых бедных государств Евросоюза.

После её вступления в 2007 году в ЕС ничего в этом плане не изменилось. Больше того: во многих отношениях стало хуже. Болгары лишились авиакосмической научной и учебной инфраструктуры.

В директивном порядке были закрыты почти все вузы по подготовке летного состава (болгарским летчикам было предложено обучаться в Германии или Италии), прекратились исследования в области создания продуктов питания для космонавтов (социалистическая Болгария делала на этом пути большие успехи).

Болгарская тяжёлая промышленность оказалась в руках новых владельцев, часто зарубежных, которые предпочли не поднимать её на ноги, а добить окончательно, сократив работников и перепрофилировав производство.

Болгарское сельское хозяйство, дававшее ранее внушительные поступления в государственный бюджет, попало под жёсткий пресс технических регламентов Евросоюза. Наложены серьезные ограничения на экспорт знаменитого болгарского табака (компания «Болгартабак») и парфюмерной продукции на основе болгарской розы, которая уже давно стала символом страны.

Не меньшие трудности испытывает болгарская энергетика. Примером может служить положение с АЭС «Козлодуй», которая располагала шестью рабочими энергоблоками, дававшими раньше чуть ли не половину всей необходимой стране электроэнергии. Теперь там осталось всего два энергоблока. Европейские чиновники с удовлетворением отмечают, что именно в таком виде АЭС «Козлодуй» отвечает принятым в ЕС стандартам безопасности. Болгарам прозрачно намекают, что их страна может быть только страной туризма. Увеличивать объемы экспорта сельскохозяйственной продукции, развивать стратегически важные отрасли производства, а тем более выходить с ними на внешний рынок, конкурируя со странами старой Европы, Болгарии никогда не позволят. Из государства, участвовавшего совместно с Советским Союзом в реализации смелых космических проектов, Болгария превратилась - благодаря евроинтеграции - в «дачу Европейского союза».

Несмотря на очевидные потери страны от членства в ЕС, прозападная ГЕРБ продолжает вести страну в тупик. Болгария почти на 100% зависит от российского газа. Россия неоднократно подчёркивала свою заинтересованность во всестороннем развитии двусторонних отношений с Болгарией.

Политическое чутье должно было бы подсказать болгарскому президенту, что выгоды от сотрудничества с Москвой могут быть внушительными, но у Плевнелиева свои обязательства перед Брюсселем. Поэтому именно при нем София приостановила под давлением Еврокомиссии свое участие в строительстве «Южного потока», хотя губительность этого шага для болгарской энергетики очевидна.

Недавно румынские власти, последовательно претворяющие в жизнь план создания «Великой Румынии», выразили готовность увеличить контингент НАТО на своей территории, создав совместно с Болгарией и США учебную инфраструктуру для тренировок морских экипажей. Вероятно, согласием болгарской стороны румыны заручились заранее. В рамках программы «Болгария в НАТО – 2020» София отказалась от закупок российских самолетов и вертолетов, планируя закупить бывшие в употреблении американские F-16.

Будучи не в состоянии выделять на нужды обороны требуемые по критериям НАТО 2% ВВП, Болгария в условиях затянувшегося правления группы «граждан за европейское развитие» вынуждена соглашаться на приобретение лишь подержанной американской техники.

Если учесть давние симпатии болгар к русским, антироссийская политика партии ГЕРБ – это надуманный и противоестественный выбор, подрывающий культурно-исторические основы страны. Эрозия этих основ выражается и в растущей угрозе исламского экстремизма.

Исламисты уже отметились терактом в Бургасе в 2012 г., а в сентябре 2014 г. заместитель начальника Дирекции пограничной полиции Йотко Андреев предположил, что в ближайшие годы через Болгарию в Европу направятся сотни тысяч временно осевших в Иране афганских беженцев, у которых заканчивается срок действия статуса беженца. Сохраняется и угроза проникновения в страну через турецкую границу боевиков «Исламского государства».

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: