Размер шрифта:   

Кроме новостей > Взгляд со стороны

Соломон Паси: Для смены чипа Болгарии достаточно двух месяцев

9 августа 2014, суббота / 12:05  |  Просмотров: 1340;  Комментариев: 0
Send to Kindle
Соломон Паси: Для смены чипа Болгарии достаточно двух месяцев Соломон Паси. Фото: БГНЕС

Доктор Соломон Паси был министром иностранных дел Болгарии (2001-2005), вел переговоры и подписал документы по вступлению Болгарии в НАТО (2002 и 2004) и ЕС (2005 г.). В 1990 году, как член Великого Народного собрания, Соломон Паси предложил выход Болгарии из Варшавского договора и присоединение к НАТО и ЕС. В качестве председателя  ОБСЕ в 2004 году он приступил к осуществлению масштабной программы реформ в организации. В 2002 и 2003 годах был председателем Совета Безопасности ООН, а В 2001 и с 2005 по 2009 г.г. был председателем парламентской комиссии по вопросам внешней политики. В качестве главы МИД доктор Паси инициировал трехсторонний формат Болгария-ЕС-США, который вел переговоры с режимом полковника Муаммара Каддафи в Ливии с целью успешного освобождения болгарских медсестер в Ливии. У него докторская степень по математической логике и компьютерным наукам. Между 2008 и 2014 г.г, Соломон и дигитальный чемпион Гергана Паси инициируют через институты ЕС политику единого европейского зарядного GSM устройства и общеевропейский доступ к Wi-Fi.

После вступления в НАТО (2002-2004) и ЕС (2005-2007), после завершения переговоров об американских военных базах в Болгарии (2003-2006) и после освобождения болгарских медиков из тюрьмы полковника Каддафи в Ливии (1999-2007), в своей внешней политике Болгария не формулировала и не планировала никаких новых масштабных проектов, даже ни одной новой масштабной цели.

В последнее время вокруг формирования очередного временного правительства Болгарии я часто слышал: "За два месяца во внешней политике ничего невозможно сделать, кроме выборов за рубежом!" Правда, однако, другая: многое можно сделать, если все делать так, как надо. У правительства профессора Близнашки  и президента Плевнелиева есть условия улучшить достижения символического служебного кабинета президента Стоянова и Стефана Софиянского, которое в 1997 году выдвинуло кандидатуру Болгарии для вступления в НАТО и ввело международный валютный совет.

Что касается выборов за рубежом, которые являются огромной нагрузкой для болгарской дипломатии, нам надо понять, что за 25 лет демократии у нас были 12 раз выборы в национальный или европейский парламент и естественно, чтобы эти усилия развились до логистической рутины, полностью совместимой с дипломатией по существу.

С чего начать  август 2014 года?

Без сомнения: с изменения названия Министерства иностранных дел, которое установит новую тенденцию поведения. Настало время, чтобы аморфные дела были обновлены до осмысленных политик. Да - Министерство иностранной и европейской политик, МВЕП нужно сегодня Болгарии. Министерство иностранных дел и религий Княжества Болгарии регламентировано под этим названием  Тырновской Конституцией (оно стало первым среди шести министерств) и официально создана в июле 1879 года. Тогда у нас не было ни Соединения, ни Независимости. Тогда ООН, ОБСЕ, НАТО и ЕС не существовали еще даже как идеи, а еврозона, вероятно, звучала бы, как навязчивая идея. Тогда Княжеству Болгария приходилось иметь дело со всякими видами «внешних дел», предоставленными Великими силами или соседями, и даже было желательно сместить фокус на политики, о которых мечтали люди и лидеры – Соединение, Независимость и Освобождение для оставшихся в Османской империи болгар и земель.

Но сегодня Болгария не только не должна стыдиться своей политики, а наоборот - ее отсутствием.

Так, скажем, что – согласно крылатого выражения Царя - мы поменяли чип и реформировали МИД в МВЕП, которое заменило работы политикой. Какие эти недостающие приоритетные политики, которые Болгария должна поставить на дипломатический ландшафт? Их два вида: важные и срочно-важные.

Начну с самой срочно-важной: Болгарское председательство ЕС. Тройка Великобритания-Эстония-Болгария будет председательствовать в ЕС с июля 2017 по декабрь 2018, последние шесть месяцев наши. Болгарская подготовка к этой задаче, по предварительным оценкам, опоздала примерно на 10-14 месяцев, большую часть из которых служебное правительство Болгарии должно наверстать.

Председательство ЕС не является PR-упражнением, хотя многие лидеры видят только эту его сторону. Это повод для обмена передовым опытом. Эта национальная задача должна стать приоритетной в двух направлениях:

*) Что мы в этой тройке можем дать ЕС и

*) Как это председательство подтолкнет реформы в Болгарии и как через него мы можем создать кадры и политику.

Но, прежде всего: не провалиться с организацией этого гигантского усилия. Служебное правительство должно срочно принять Национальный координационный механизм "Председательство в ЕС", включающее все правительственные учреждения и НПО, дабы встретить вызов наиболее адекватно.

Нечто больше. Председательство неблагополучно совпадет со следующими парламентскими выборами (если они планируются). Координационный механизм должен учитывать и минимизировать недостатки этих и подобных (увы, все более зачастивших) политических турбулентностей. Поэтому председательство в ЕС лучше стабилизировать Законом, который даст роль Президенту, как наиболее стабильному учреждению. Служебное правительство может подготовить такой закон, а следующий парламент его принять.

Другим, наиболее срочным вопросом болгарской дипломатии и иностранных дел (МВЕП), является: Кристалина Георгиева - глава европейской дипломатии. Год назад я бы считал, что это невозможно. Но сегодня стаж и авторитет комиссара Георгиевой и международные контакты президента (в настоящее время шеф исполнительной власти) превращают эту задачу из утопической в реалистическую. Если БСП, через свои позиции в ПЕС, защитит этот уникальный шанс для Болгарии – это было бы признаком национальной ответственности.

По важным приоритетам Болгарии, которые для наблюдателей со стороны не кажутся слишком срочными, тоже необходимо принять срочные меры в течение ближайших двух месяцев: членство Болгарии в € - зоне и Европейском банковском союзе - давно назревшие приоритеты. По € - зоне мы достигли соглашения с ЕС еще в 2002 году, так, что семилетняя задержка с 2007 года безответственна. Членство в € - зоне выводит Болгарию в высшую орбиту европейской интеграции, с доступом к формированию европейских решений гораздо более высокого класса. Все так называемые негативы членства нейтрализируются этим следующим естественным цивилизационным выбором.

В связи с Шенгеном, не создавая сверхожиданий, Болгария может помочь итальянскому председательству ЕС надавить на государства-члены ЕС создать более четкий график введения Шенгена по водным и воздушным границам.

Европейское космическое агентство, ЕКА, находится в динамических отношениях с ЕС, по которым в настоящее время ведутся оживленные дискуссии. Болгария является единственной из ЕС-27, у которой нет принципиального соглашения с ЕКА. Возможности ЕКА по развитию болгарской науки и ученых, а также доступа Болгарии к НАСА (который проходит через ЕКА) являются сокровищем, которое полностью оправдывает инвестиции членских взносов. Этот чип может быть заменен за два месяца служебным правительством. Депутат Мартин Захариев представил в подавший отставку парламент Космический Закон Атлантического клуба и служебное правительство может его согласовать и завещать в готовом виде следующему парламенту и кабинету. Таким образом, Болгария попадет в авангардный клуб около двадцати стран с космическим законодательством, что дает новые экономические возможности.

Правительство Болгарии может блеснуть на европейском поле - и нет ничего плохого в этом – если предложит в ЕС какой-то продвинутый общеевропейский казус, над которыми гражданское общество в Болгарии работает в течение многих лет. Например, всеобщий доступ к Wi-Fi, который неизбежен в будущем. Но для начала, можем предложить ЕК урегулировать бесплатный Wi-Fi, по крайней мере, на территории европейских аэропортов - миллионы европейцев и гостей Европы будут упоминать нас добром.

Балканский Вишеград

Новая внутренняя скорость евроинтеграции для Болгарии сконцентрована на Балканах. В течение двух месяцев этот процесс не будет завершен, но может начаться.

Пять балканских стран, являющихся одновременно членами ЕС и НАТО (Болгария, Греция, Румыния, Словения и Хорватия,) могут инициировать столь необходимое балканское сотрудничество по примеру Вишеграда (ранее Бенилюкс, Скандинавия, Балтика, Северное и т.д.). За два месяца оно не будет завершено, но период достаточен для начала бурения. Парламентские правительства более инертны и труднее проявляют фантазию для таких идей, но служебное, возможно, будет в состоянии.

Болгария-США

Большой проблемой в наших отношениях с США является то, что, изключая приглашение и членство в НАТО и договор о размещении американских баз в Болгарии, у Болгарии нет новых стратегических проектов или требований к США. Отмена американских виз не может исчерпать наш список желаний по отношению нашего крупнейшего военного союзника в 13-ти вековой истории Болгарии.

Стратегические требования к сотрудничеству в области киберзащиты, военной авиации, атомной энергетики, информационных и других передовых технологиях могут дать новое содержание двустороннему диалогу.

Привлечение таких американских компаний, как Westinghouse и Chevron имеет системное значение для болгарской экономики. Но то, как правительство, ушедшее в отставку, подготовило, вело переговоры и завещало контракт с Westinghouse, является скорее медвежей услугой в болгаро-американских отношениях - премьер-министр сумел антагонизировать даже собственную партию! Президент показал, что он может формировать консенсус в критические моменты, но с Westinghouse он сталкивается с новой проблемой, и это в период выборов (который является наиболее неблагоприятным для формирования консенсуса), я надеюсь, что правительство добъется успеха!

Правительство, хотя и служебное, может подтолкнуть процесс по закупке истребителей F-16, но, конечно, пускай потребует и болгарское участие в проекте F-35. Если болгарское правительство имеет воображение и размах, то оно попросит Соединенные Штаты послать третьего болгарского космонавта, на этот раз с НАСА - такой проект генерировал бы огромный научный, технический и промышленный потенциал для Болгарии. (Не улыбайтесь: Ричард Брэнсон уже рассматривает как его внукам родиться в Космосе!)

При служебном правительстве, президент является руководителем и исполнительной власти, что облегчает встречу Обама-Плевнелиев. Но очень важно, чтобы списки взаимных ожиданий обеих сторон предварительно были согласованы, а болгарский был дoстаточно содержательным (об американском у меня нет никаких сомнений!).

В заключение я оставил членство Болгарии в Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР, которая считается стажером глобализации. ОЭСР является преемником Плана Маршалла, с помощью которого Америка возродила и объединила Европу, а сегодня является хранилищем лучших мировых практик во всех невоенных областях человеческой деятельности.

Членство в ОЭСР является первым естественным приоритетом нашей страны после вступления в ЕС в 2007 году. Членство в ОЭСР предоставит доступ, стимул и механизм для их внедрения в Болгарии, вместо того, чтобы изобретать горячую воду. За два месяца этого не произойдет, но в течение двух месяцев долгого откладывания кандидатура может быть четко заявлена в Париже.

По некоторым из упомянутых стратегических приоритетов Атлантический клуб готовит почву и общество уже много лет: к реформе Министерства иностранных дел в МВЕП, к космическому закону и всеобщему доступу к Wi-Fi - с текущего десятилетия, членство в ОЭСР и Ф-16 - из прошлого, к членству в ЕКА и к третьему болгарскому космонавту - из прошлого, к балканскому Вишеграду – несколько месяцев. Но из личного опыта я знаю, что самые прогрессивные идеи общество осознает медленно, и даже еще медленнее, если нет лидеров, способных катализировать процесс.

Конечно, в течение двух месяцев могут быть актуализированы и приоритезированы болгарские кандидатуры для председательства  в ОБСЕ (поданное в 2004 году) и нового мандата в Совете Безопасности ООН (поданный в 2003 году). Не забывайте, что в мандат служебного правительства попадают как саммит НАТО в Уэльсе, так и сессия Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, которая является урожайным периодом для каждой хорошо подготовленной дипломатии. То есть, судьба благосклонна к болгарской дипломатии, теперь пришла ее очередь.

Не думайте, что я предлагаю служебному кабинету за два месяца совершить двенадцать подвигов, которые Геракл совершил за двенадцать лет! Я предлагаю только наиболее неотложное и наиболее реалистичное, для чего необходима политическая воля, а не гигантский ресурс. Есть много неотложных приоритетов, которые являются работой парламентского кабинета.

Служебное правительство, очевидно, состоит в тесном синхроне с ожидаемой правящей коалицией после выборов - ГЕРБ и РБ/ДСБ. Это означает, что приоритеты, начатые сейчас, могут быть реализованы и после выборов, если их результаты не будут удивительными. Как в 1997 году, хотя тогда появилась новая надежда на новый чип, сегодня - просто надежда рестарта старого.

Вообще, за два месяца не могут произойти чудеса, но можно поменять чип, который делает чудеса.

Успех служебному правительству премьер-министра Близнашки!

Версия для печати Отправить Подпишись на слово
Материалы по теме:
Теги:
: