Посол Польши в Софии: В Крыму голосовали под вооруженным давлением

5 апреля 2014, суббота / 12:57;
Посол Польши в Софии: В Крыму голосовали под вооруженным давлением

Эксклюзивное интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Польша в Республики Болгарии Лешека Хенселя для Novinite.com (Sofia News Agency), Novinite.bg и Novinite.ru.

Посол Хенсель, Польша очень активна в своих дипломатических усилиях по решению кризиса в Украине. После решения Крыма присоединиться к России можно ли сказать, что дипломатическая стратегия Европейского союза провалилась?

Наша позиция – однозначна. Решение Крыма о присоединении к России не было свободным решением. Оно было принято вследствие интервенции российских вооруженных сил против территориальной целостности Украины, которая является суверенным государством. Референдум, голосование на котором проводилось под давлением вооруженных сил иностранного государства, нельзя признать действительным, даже учитывая то, что русскоговорящие жители Крыма представляют собой большинство населения.

В своей позиции по Крыму Россия ссылается на случай Косово. Поэтому стоит напомнить, что в рамках дела в Международном суде в Гааге в связи с Косово она (Россия – ред.) была среди стран, признавших, что право на самоопределение должно иметь очеть ограниченное приложение. Так, отказав в этом праве албанцам, которые в то время находились под куда более большой угрозой преследования, Россия лишилась своего права использовать этот аргумент в отношении Крыма.

В такой ситуации не может идти речи о провале стратегий ЕС.

Беспокоит ли Вас то, что события в Крыму могут стать прецедентом и спровоцировать подобные кризисы в других странах, ранее входящих в состав СССР?

Я считаю, что беспокойство должно вызывать каждое политическое действие, которое ставит под сомнение установленные после войны границы, так как оно подрывает определенный и принятый международным сообществом политический порядок и создает опасный прецедент, который может инициировать процесс предъявления подобных претензий со стороны других государств.

Мы, к сожалению, констатируем, что понятия и определения, которые казались нам характерными для одной уже прошедшей эпохи, все еще имеют место в мировой политике. Понятия вроде пересмотра границ, агрессии, военного вмешательства и т.д. не ушли в прошлое. Канцлер Меркель говорила об этом около двух недель назад, обвинив Россию в использовании методов столетней давности, в том числе права сильнейшего вместо силы закона.

Мы не можем исключить возможности, что русскоговорящее меньшинство может послужить предлогом для дальнейших действий в сторону создания или скорее воссоздания т.н. „русского мира", направленных не только против Украины. В данный момент мы становимся свидетелями очень сильного наступления России через СМИ. Здесь стоит отметить, что согласно последнему докладу организации „Репортеры без границ" Россия занимает 148-е место среди 170 стран, участвующих в рейтинге, а это де факто значит, что, по мнению этой организации, в России нет свободных СМИ.

Кроме того, мы наблюдаем действия с целью запугивания, такие как концентрация войск, проведение маневров и др. Уровень концентрации российский войск на восточной границе Украины является причиной действительно высокого уровня напряженности.

Нам следует так подготавливать свои реакции и ответы, чтобы они были адекватны вызовам, с которыми нас сталкивает окружающая действительность. До меня доходят опасения многих стран, связанные с тем, что мы должны быть готовыми вернуться к ведению политики по правилам т.н. realpolitik (реальной политики – ред.).

Государства-члены Европейского союза разделены во мнениях относительно санкций против России. Смогут ли они в конечном итоге сформулировать общую позицию?

Държавите-членки на Европейския съюз са разделени относно позицията си за санкции срещу Русия. Можем ли да видим общо становище по въпроса в края?

Недавно в интервью немецкой „Bild" министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский сказал, что „санкции против России – это словно атомное оружие: лучше ими запугивать, чем их применять", а своими действиями Россия не оставила Европейскому союзу особого выбора.

Занятие европейскими странами различных позиций по разнообразным и зачастую фундаментальным для функционирования ЕС вопросам – естественный процесс. ЕС является демократической организацией и вполне нормально, что при формировании общей позиции отдельные государства-члены расходятся во мнениях. Таков был случай и с согласованием санкций против России после ее полностью противоречащей международному праву оккупации Крыма.

Однако, в конце концов, на последнем заседании Европейского совета была принята общая позиция ЕС, которая включает в себя запрет на въезд и замораживание банковских счетов людей, внесших наиболее негативный вклад в агрессию против территориальной целостности Украины.

Это нарушение также противоречит Хартии Объединенных наций и подписанному Россией Будапештскому меморандуму, который гарантирует территориальную целостность страны в обмен на ее отказ от использования атомного оружия. Но здесь я хочу напомнить об одном хорошо известном факте, о котором сообщили и болгарские СМИ. Болгария все-таки стала одной из стран, принявших санкции против России.

Что нужно сделать, чтобы уладить отношения между Западом и Россией?

Мне кажется, что первым и основным условием должен быть вывод российских войск из Крыма и восстановление территориальной целостности Украины. Здесь стоит отметить, что в ходе недавнего голосования большинство членов Генассамблеи ООН объявили референдум в Крыму незаконным.

После этого, совместно с ЕС и признавая демократически избранные власти Украины, Москва должна поддержать процесс преобразования системы в Украине. Это в интересах и русскоязычного населения этой страны, так как очевидно, что оно должно принимать равноправное участие в процессе перемен.

Конечно, Россия не должна расценивать недавно подписанную Киевом политическую часть Соглашения об ассоциации как действие, направленное против нее, а наоборот – как решение и опыт, который можно будет использовать в отношениях ЕС-Россия (переговоры о новом соглашении между ЕС и Россией были практически приостановлены), и как усиление экономического потенциала и стабилизацию Украины, которые в краткосрочном и долгосрочном плане окажут позитивно влияние на украинско-российское сотрудничество.

Мы надеемся, что в Украине как можно скорее начнет работу миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая позволит дать объективную оценку проблемам, ставшим первопричиной конфликта. Значение этой миссии было подчеркнуто министрами иностранных дел „Веймарского треугольника", т.е. Франции, Германии и Польши, и нашло выражение в заявлении, опубликованном по итогам их последней встречи.

Европа испытывает трудности в связи с экономическим кризисом и растущей безработицей в течение последних нескольких лет. Считаете ли Вы уместными международные стратегии выхода из кризиса?

Мне кажется, что не дело Польши оценивать способы преодоления последствий недавнего экономического и финансового кризиса, которые были приняты в других странах-членах Европейского союза. Важно то, насколько они эффективны. Стоит подчеркнуть, что финансовый кризис и опасности для банковской системы в европейских странах убедили политиков предпринять действия, направленные на углубление европейской интеграции, которые добились успеха.

Оптимист ли Вы по поводу будущего Европейского союза и Еврозоны? Настало время расширения или же объединения?

Когда строишь небоскреб или большой мост, ты должен быть оптимистом, что спроектированная конструкция является прочной, долговечной, и что она выдержит даже в плохих условиях. Европейский союз не проводит экспансию. Его очередные расширения имели политический и экономический, и даже исторический характер, и готовились в течение долгих лет. Здесь нет места для импровизации – чтобы ты мог вступить в ЕС, тебе надо „созреть". В связи с этим расширение не препятствует консолидации. Оба процесса могут развиваться одновременно и в них должны участвовать все государства-члены.

Каковы основные сферы сотрудничества между Польшей и Болгарией в настоящее время и видите ли Вы потенциал для новых проектов в наших двусторонних отношениях?

В 2012 году появилась возможность серьезной инвестиции в Болгарии. Сотрудники, однако, не приняли кандидата, опасаясь за свои рабочие места. Сегодня инвестиции нет, завод закрыли, никому не удалось спасти свое рабочее место. Лично я сожалею об этом, так как это был серьезный инвестор. С другой стороны, иногда проекты, которые выдаются за крупные, в конечном итоге такими не оказываются. Поэтому в качестве посла Польши я рад, что мы ежегодно отмечаем наплыв польского капитала в Болгарию. Создаются новые рабочие места. Лучше работать шаг за шагом, партнеры все лучше и лучше ознакомляются друг с другом.

В настоящее время объем польских инвестиций в Болгарию превышает 130 млн евро. С 2007 года он увеличился на 100%. Кроме того, наблюдается очень хорошая тенденция развития торгового сотрудничества. В 2013 году объем торгового оборота составил 1,1 млрд евро, что в два раза больше, чем в 2009 году.

Вот почему я считаю, что сохранение этих двух тенденций в наших экономических отношениях – в интересах обеих наших стран. Если в то же время нам удастся реализовать и какие-то крупные проекты, к чему мы стремимся, тем лучше.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.