Максим Бехар: Поколение F владеет миром

24 июня 2013, понедельник / 18:17;
Максим Бехар: Поколение F владеет миром
Максим Бехар руководит ведущей болгарской PR-компанией M3 Communications Group, Inc. Фото: БГНЕС

 

С PR-экспертом Максимом Бехаром беседует Эмил Спахийски, газета "Труд"

Максим Бехар - болгарский бизнесмен и дипломат, основатель и глава M3 Communication Group.

-Г-н Бехар, вы известны своей страстью к электронным коммуникациям. Вы постоянно вооружены самыми новыми устройствами – планшетами, телефонами, компьютерами. Ожидаете ли вы, что печатные СМИ исчезнут?

- Ожидаю, да. Они исчезнут, и говорю это с болью, так как много лет я работал в ежедневнике. Когда мои друзья меня спрашивают, почему я говорю так, я им объясняю, что журналист – создатель информации, продавец новостей, комментариев, статей, интервью. Журналист - не торговец бумагой. Почему мы должны страдать из-за этого факта? Существуют и объективные причины – рекламодатели постепенно отступят, продукт станет дороже.

- Звучит печально. Удивляюсь, цензурировать ли ваш ответ для печатного издания … но почему ваша книга вышла на бумаге?

- Напротив, она продается и в электронном варианте на английском, и идет потрясающе хорошо. Думаю, что моя следующая книга уйдет прямым ходом в „Амазон“, а на бумаге будет продаваться как сувенир.

- Как вам пришла идея написать эту книгу?

- Это прямым образом связано с бизнесом, которым управляю и профессией, которую практикую – публичные коммуникации. Я хотел поделиться моим мнением об этом новом поколении. Потом сказал себе, чтобы было более объективно и пестро, я должен обратиться за мнением и к дюжине других людей – друзей, успешных болгар в различных профессиях – спортсменов, журналистов, издателей, писателей. Они из различных поколений.

- „Поколение F“ – очевидно идет речь о Facebook. Есть и другие значения этого F?

- Да, определенно.  Одно из них Facebook. Но, по моему мнению, есть три слова на английском, которые определяют нашу жизнь: Facebook, fear (страх), fuck. В обществе существует огромный страх нового, публичности. Это огромный шок, потому что если раньше публичными были единственно политики, люди искусства, некоторые из известных спортсменов, то сегодня каждый является публичной личностью. Третье слово – излюбленное слово моей любимой группы "Green Day". Здесь я не использую ее в вульгарном смысле. Она может быть жизнью, может быть и возмущением, восклицанием.

- Действительно, поколение F будет управлять миром?

- Оно уже управляет. Поколения в мире на сегодняшний день не делятся по возрастному признаку, а по двум другим принципам: насколько быстро реагируешь и в какой степени люди склонны к обмену знаниями. Потому что есть люди, которые в возрасте 60 лет реагируют быстро, говорят интересные вещи, обмениваются своими познаниями с другими. Есть и такие, которым по 20 лет, а их и током не разбудишь. Они абсолютно пассивные пользователи социальных СМИ, мира, который их окружает. В то же время сила социальных СМИ заключается в обмене знаниями. Ты заходишь в твой Facebook - профиль, делишься чем-то интересным. Я читаю это и делюсь с другими людьми. Так мы дошли до состояния, при котором никогда во всей человеческой истории люди не имели столько информации. Они накапливают познания.

- Кто накапливает знания, накапливает печаль. Не становится еще печальней?

- Когда есть выбор знаний, начинаешь отсеивать. Мы адаптируемся. Даже на днях я прочитал один антропологический прогноз, что чисто физически человек изменится. Большие познания – больший размер глаз, голова. Звучит смешно, но может и такое произойти, потому что все-таки исследование серьезное. Для меня значительно лучше иметь доступ к большей информации и отсеивать, чем не иметь информации и быть ограниченным цензурой. Почему я говорю, что поколение F управляет миром? А потому что это люди, которые создают общественное мнение, потому что живут в одном глобальном государстве. Раньше газеты создавались только журналистами. Сейчас каждый может создавать СМИ, новость. Особенно Facebook является огромным социальным СМИ и, как мы видим, никто не может закрыть рот обществу через социальные медии. Люди в Facebook не могут быть куплены.

- Беспорно, перемена огромна, но она принесла и другие опасности: Службы США следят за всем миром. Появился и новый тип работы – штатные блогеры – люди, которые пытаются направить дискуссии в желаемом направлении.

- Проблема платных блогеров в том, что они очень быстро распознаются. Каждый мало - мальски интеллигентный человек сразу распознает платного блогера. Сила социальных сетей состоит в том, что они персонализированы. Когда ты прочитаешь статус или линк от кого-либо, узнаешь, кто есть кто. Если у него нет фотографии, нет личных данных, не является твоим другом, ни в коем случае не поверишь ему. Что касается вопроса о прослушивании в США, это не неожиданно, особенно после событий 11 сентября. Надеюсь, они это делают законно, а не так, как у нас. То, что они следят, не может повлиять на независимость социальных СМИ. Как цензурировать Facebook?

- Это так, но есть и обратная сторона монеты. Так как целое общество было возмущено действиями того, кто волок зверски свою собаку машиной, так и из-за одного форума мог бы обанкротиться банк.

- Это так, но этот банк справился очень хорошо и инвестировал много средств и является самым лучшим в онлайн - пространстве. Это только показало, что бизнес должен соображаться с реальностями. Сегодня реальности таковы, что необходимо считаться с новыми СМИ, с виртуальным миром. Мы как бизнес должны быть активными, быть начеку, потому что в любую минуту может быть организована атака против нашего брэнда, против нашего имиджа.

- Социальные сети являются формой культурной революции (без аналогии с китайцами), но это не породит ли контрреволюцию? Возвращение к традиционным ценностям прошлого?

- Нет, во-первых, это не революция. Это цунами, и оно метет на своем пути все. Может существовать ностальгия, но едва ли долго. Лично я годами не читаю книг на бумаге. В моем электронном чтеце есть 2 000 книг, а устройство помещается в мой задний карман. Моя библиотека не ограничена временем и пространством. Лечу в самолете и читаю. У меня мало свободного времени – читаю. Книги на бумаге не можешь носить таким образом. Это и одна из целей моей книги – представить мою точку зрения человеку, который занимается публичными коммуникациями. Я обратился к 19 людям с вопросом, что они ожидают в будущем от этого поколения F.

- В вашей книге участвует и автор произведения "Время выбора" Антон Дончев, который все еще любит свою пишущую машинку. Что он думает о поколении F?

- Он – самый великий живой болгарский писатель. Он, естественно, говорит, что это поколение отчуждено очень сильно. Он достаточно критичен к тому, что происходит. Это нормально, так как он живет в другом мире. Таким был и Радичков. Когда я создавал газету „Стандарт“, мы были первыми, кто создал абсолютно компьютеризированную газету в Болгарии. Радичков пришел по одному поводу в редакцию и, когда увидел компьютер, воскликнул: „Зачем ты держишь эту хуевину на своем бюро?“. У Радичкова есть такой рассказ – „Хуевина“. На мой вопрос, что он имеет против компьютеров, он ответил, что техника отчуждает людей.

- Отчуждаются действительно?

- Напротив. Становятся все более социальными, делятся больше, узнают больше. Может быть правда, что если общаешься только через технику, не чувствуешь других вещей в своих отношениях с людьми, но это едва ли является риском, так как и сенсоры меняются. Люди, однако, меняются в лучшую сторону, потому что становятся более открытыми, прозрачными, что означает и более честными.

- Вероятно, это так. В то же время появляются модные течения, которые возвращают ребят к ретро предметам. Например, мания покупать виниловые пластинки и включать их на старых граммофонах. Фотографироваться на черно-белую ленту …

- Это не старые вещи, так как есть великолепные современные граммофоны, которые звучат невероятно. Но посмотри: у тебя есть выбор - виниловая пластинка или аудиофайл. Что может быть лучше. 120 лет назад, когда генри Форд представил свою „бензиновую коляску“, сразу появились критики сорта „что произойдет, если пробьешь колесо“, „если закончится бензин“. А вот что происходит – строятся заправки. Из-за ностальгии никто не садится на телегу, так как все спешат, ценят свое время и комфорт.

- Каким будет следующее поколение, которое сметет планшеты, телефоны и поколение F?

- Вероятнее всего, поколение G. От английского слова glasses (очки). На рынок уже вышли прототипы первых мультимедийных очков. Уже через год почти у каждого будут такие очки, в которые проектированы всякие услуги. Видео в реальном времени, коммуникации в реальном времени. На практике, можно будет говорить с человеком, как будто он находится рядом.

- Упаси Господь потерять очки.

- Да, это то же самое, что потерять телефон. Покупаешь другой. Но что появится после очков, вероятнее всего, мы даже не можем предположить. Но можем утверждать, что предстоит еще много смен поколений.

- Как часто будут сменяться поколения?

- Ранее утверждалось, что за 7 лет сменяются. Сегодня, по моему мнению, быстрее. Настолько быстро, что, наверное, каждый год будет появляться моя книга.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.