Снежана Тодорова: «Болгары – перед важным выбором»

7 май 2013, вторник / 16:09;
Снежана Тодорова: «Болгары – перед важным выбором»
Снежана Тодорова - генеральный секретарь Союза болгарских журналистов. Фото: БГНЕС

Виктор Грибачев, „Столетие“

Беседа с генеральным секретарем Союза болгарских журналистов

– Снежана, наши журналисты подробно освещали события в Болгарии, когда массовые протесты против резкого удорожания электроэнергии заставили правительство Болгарии подать в отставку. Сегодня недовольство людей стихло, больше не выплескивается наружу?

- Нет, протесты, пусть и не такие масштабные, продолжаются. У сограждан остается много причин для недовольства, речь не только о высоких счетах за электроэнергию. Хотя начались манифестации именно после того, как люди получили в январе требования оплатить очень большие суммы. Скажем, я получаю счет за электричество, из которого непонятно, за что с тебя хотят взять деньги. Конечно, там обозначено дневное и ночное потребление энергии, но затем вдруг натыкаешься на некую «зеленую электроэнергию».

Речь идет о так называемых альтернативных источниках, электричестве, выработанном ветряками. Затем упоминается электроэнергия «серая», чего я расшифровать совсем не в силах… В итоге – непомерная сумма. Все наши электрораспределительные компании принадлежат иностранцам, они и устанавливают расценки. Болгарская государственная Национальная электрическая компания пыталась вмешаться в ситуацию, но последнее слово все равно остается за хозяевами. Самые радикальные участники демонстраций призывали национализировать все компании, приватизированные после падения коммунистического режима. Но тут же появились оппоненты, заявившие, что «возврата к старому допустить нельзя», что в случае национализации электроэнергия станет еще дороже.

Высокие по сравнению с нашими зарплатами расценки на электроэнергию стали той самой последней каплей, которая переполнила чашу терпения. У нас очень много проблем в экономике, людям давно не повышают зарплаты и пенсии, несмотря на обещания бывшего премьера. Предприятия, принадлежащие как болгарам, так и иностранцам, либо закрываются, либо меняют профиль производства, зарплата во многих случаях выплачивается нерегулярно.

Люди начали бунтовать, поскольку просто не могли оплачивать предъявленные им счета за электричество. Манифестации прошли по всей стране, причем в некоторых городах недовольные высказывали и претензии местным властям по части управления хозяйством. Как, например, случилось в Варне, где демонстранты потребовали от мэра уйти в отставку – что он и был вынужден сделать. Варна – особый случай, жители уверены, что их городом правит некая группа бизнесменов, которые принимают решения в своих интересах, не считаясь с мнением людей и во вред городу. В феврале я была там с русскими гостями и скажу, что никогда не видела Варну такой неухоженной, а ведь эта наша морская столица всегда выглядела великолепно.

Самое страшное в том, что, в дополнение к протестам, по Болгарии прокатилась волна самоубийств. Первый случай произошел с молодым человеком, жителем Варны, который своим самосожжением хотел заставить мэра уйти со своего поста. И таких случаев много, честно скажу, я просто в ужасе, у нас никогда такого не было. Это говорит о том, что люди потихоньку начинают сходить с ума от безысходности. А как иначе скажешь, узнав, что отец пятерых детей сжег себя…

- Были ли у протестов изначально организаторы и лидеры?

- Началось все стихийно, как и следовало ожидать. Потом, как бывает всегда в таких случаях, самые различные политические силы решили использовать недовольство в своих интересах. Полагаю, в ряды протестующих правящая партия ГЕРБ заслала провокаторов, чтобы показать: манифестанты – всего лишь маргиналы, с которыми считаться не следует. А еще появились «самовыдвиженцы», оседлавшие протесты, эти люди уже хотят участвовать в предстоящих парламентских выборах. Если это не конъюнктурщики, а честные сограждане, то почему бы и нет. Только ведь в протестном движении уже произошел раскол, люди, участвовавшие в первых манифестациях, обвиняют тех, кто примкнул к ним позже, в желании получить политические дивиденды.

Таких противоборствующих групп, борющихся за право говорить от имени недовольных, несколько, и ничего хорошего в этой борьбе нет. Отсутствует у тех, кто представляет себя защитником интересов протестующих, и программа, в наличии только краткие тезисы: регулировать цены на электричество и улучшить жизнь сограждан. Понятно, кто же такого не хочет, и кто станет сулить ухудшение жизни. Но вот способов достижения благих целей никто не обозначил.

- Наши журналисты приводили следующие данные: стоимость электроэнергии повысилась на 13 процентов, средний заработок в Болгарии составляет 300 евро, а средний счет на семью только за электричество - 150. Тогда, конечно, понятно, как трудно платить.

- В целом все верно, но назвать среднюю зарплату сегодня крайне затруднительно, все находится в руках частников. Что касается счетов, то, думаю, цифры бывают и больше. Надо понимать, сколько в семье человек. Представьте, муж работает, жена сидит дома и воспитывает детей – и жить только на зарплату одного супруга?

Недавно профессор, член-корреспондент Болгарской академии наук Иван Ангелов прислал мне свои оценки положения дел в нашей стране. Процитирую мнение ученого: «Представители нашего крупного бизнеса не интересуются жизнью тех 50 процентов населения, которые находятся за чертой бедности, или жизнью 700 тысяч пенсионеров, чьи пенсии не превышают 200 левов (4000 рублей) в месяц даже после индексации 1 апреля 2013 года». Он также замечает, что в обзоре ситуации в социальной сфере и безработицы в странах Евросоюза, который недавно представила Еврокомиссия, Болгарии посвящена отдельная глава – как самой бедной стране из 27, входящих в ЕС. По подсчетам Брюсселя, в нашей стране сегодня уровень безработицы среди молодежи превышает 20 процентов, а более 450 тысяч детей живут в условиях вопиющей бедности. Ну что я к этому стану добавлять...

- Действительно ли в стране 13 процентов трудоспособных людей не имеют работы? Это ведь очень высокий показатель.

- Думаю, на самом деле безработных куда больше. Те, кто занимается статистикой, уверяют, что в действительности эта цифра составляет 20-25 процентов. Поэтому население Софии увеличилось почти в два раза: в надежде найти работу в нашу столицу съезжаются люди со всей страны. Я знаю, то же самое происходит и с Москвой, но у вас возможностей больше.

- Согласно опубликованным данным, за последние четыре года в Болгарии закрылось 150 тысяч фирм. Люди не хотят вкладывать деньги в бизнес, почему?

- К сожалению, в период нахождения у власти последнего премьера были приняты законы, которые очень сильно ущемили возможности предпринимателей. Речь даже идет не столько о налогах, сколько о деловом климате вообще, поэтому образовалось большое количество бизнесменов, которые не могут рассчитаться с банками по взятым ими кредитам.

- У нас в России никто не может понять: электроэнергия в Болгарии дорожает, но граждане страны на референдуме голосуют против развития у себя в стране АЭС. Где же логика?

- Решения продиктованы политикой. Прежде всего, как только начались протесты, то зазвучали голоса, уверявшие, что за их организацией стоит Россия. В отместку за отказ Болгарии строить АЭС «Белене». Проект в ходе референдума поддержало большинство проголосовавших, но его результаты оказались недействительными: для признания решения было необходимо, чтобы в нем приняло участие не менее 51 процентов граждан, имеющих право голоса. К тому же власти очень хитроумно изменили вопрос, вынесенный на референдум, вместо того, чтобы выяснить отношение непосредственно к строительству «Белене», нам предложили ответить, как мы относимся к атомной энергетике вообще…

Строительство «Белене» могло бы снизить нашу безработицу и удешевить электроэнергию. Почему мы за атомную энергетику, понятно: в стране нет полезных ископаемых. Так что АЭС – единственный выход из положения. Ну, решение об отмене строительства «Белене» принято – и как быть дальше? Теперь, якобы, речь идет об открытии законсервированных 3 и 4 блоков АЭС «Козлодуй». Никто не дает гарантий, что это удастся сделать, а даже если их и запустят, то через сколько лет? Да ведь, если вспомнить, так мы закрыли их по рекомендациям Евросоюза. Разве нам разрешат это сделать? Сильно сомневаюсь, чтобы не сказать больше.

Предположительно, ушедшая в отставку власть приняла перед кем-то обязательства провалить референдум и не строить АЭС. Перед Евросоюзом и Соединенными Штатами? Американцы хотят добывать в нашей акватории Черного моря сланцевый газ, так что их интересы очевидны. Но болгары этим планами недовольны, мы считаем, что это грозит морю загрязнением.

К сожалению, все энергетические проекты, подписанные Владимиром Путиным с нашим предыдущим президентом Георгием Пырвановым, были зарублены. Народ – за строительство АЭС, за развитие отношение с Россией, но этого не хочет власть.

- В советские времена мы всегда знали Болгарию и как страну, которая славилась своими овощами и фруктами. Сейчас читаю, что французские помидоры, немецкий картофель на европейском рынке дешевле, чем болгарские. Врут?

- Все верно. Кстати, мы можем купить у себя македонские или греческие, но никак не болгарские помидоры. Выращивать их с нашими трудозатратами уже невыгодно.

- По логике вещей, все должно измениться к лучшему после выборов 12 мая…

- В начале апреля о готовности бороться за депутатские места заявила уже 71 партия. В это число входит и одна из групп протестовавших: она успела зарегистрироваться, и теперь будет выдвигать своих кандидатов. Впрочем, наверняка многие участники манифестаций пойдут под знаменами других партий.

- Болгарские социологи сообщают, что 75 процентов граждан выступают за хорошие отношения с Россией. Много ли в стране людей, которые думают и рассуждают, как вы?

- На самом деле, болгар, которые хотят хороших отношений с Россией, больше, чем три четверти населения. Считаю, что большинство сограждан – мои единомышленники. Но эти люди не у власти. Придут ли они к власти на выборах? Последние исследования социологов показали: если бы выборы проводились в апреле, вновь с большим отрывом победила бы партия ГЕРБ. Я не верю в эти результаты, и считаю их, как говорят у вас, заказными. Но ведь я не верила и в то, что болгары выберут премьером Бойко Борисова, а они его поддержали…

Борисов, как известно, ранее работал телохранителем Тодора Живкова, а затем – царя Симеона II Сакскобургготского, который был нашим премьер-министром. В этом и есть одна из главных проблем партии ГЕРБ: в ней отсутствуют политики-профессионалы. Такое ощущение, что туда набирали кого попало с улицы. Что касается кабинета министров, куда взяли молодых, то все они получили образование на Западе. Ну а вот нынешний «технический премьер», который занимает еще и пост министра иностранных дел, Марин Райков – член Союза болгарских журналистов, что он и указывает в своей официальной биографии.

- Представим, что побеждает ГЕРБ. Пришедшие к власти политики – недавно отстраненные от нее народом – будут должны реагировать на требования людей. И что они станут делать?

- Даже не могу представить себе подобного развития событий! Все говорят, что 12 мая у нас не будет ярко выраженного победителя, назначат второй тур голосования. Ну а затем – коалиционное правительство, только никто не знает, удастся ли его создать в обстановке очень серьезных разногласий между политическими силами. Мне, как рядовому члену Социалистической партии, непонятно, почему однопартийцы, даже представители руководства, за исключением лидера Сергея Станишева и еще некоторых, не реагируют, когда социалисты вдруг защищают своих оппонентов… Как такое может быть? Наша политическая жизнь чересчур сложна, чтобы ее можно было понять.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.