Эксперты о Brexit: Каковы риски для Болгарии и как с ними справиться

6 июля 2016, среда / 15:47;
Эксперты о Brexit: Каковы риски для Болгарии и как с ними справиться
Камен Шойлев, партнер в New Balkans Law Office и Ирина Стоянова, директор офиса юридической компании в Софии, представили сегодня представителям болгарского бизнеса и общественных организаций, свои экспертные мнения о последствиях Brexit для Болгарии.

Уже ясно - Brexit повлияет на жизнь и бизнес многих людей не только в Великобритании, но и в странах Европейского союза. Болгария входит в число стран, которые могут быть определены в качестве уязвимых из-за наличия корпоративных структур, которые включают в себя компании в Соединенном королевстве; все более комплексных и развивающихся торговых взаимоотношений и цепочки поставок между двумя странами; а также и из-за того, что многие болгары в последние годы решили жить, учиться и работать в Великобритании.

После голосования по Brexit 23 июня для людей, чьи деловые и личные дела связывают их с Великобританией, возникает ряд вопросов о практических и юридических последствиях. Команда юридической фирмы New Balkans Law Office - с офисами в Софии и Лондоне и с юристами, квалифицированными в обеих юрисдикциях - представили сегодня представителям болгарского бизнеса и общественных организаций, свои экспертные мнения по этим вопросам.

Одним из ключевых вопросов сейчас является то, какими будут последствия после Brexit для торговли на фоне шок, испытываемого британской экономикой. Доверие среди британского бизнеса резко снизилась после Brexit, стало ясно из опубликованного сегодня исследования в поддержку мнения, что для экономики предстоят трудные времена после этого исторического решения, передает БТА со ссылкой на Reuters.

Доля компаний, пессимистично настроенных в отношении бедующего британской экономики в течение следующих 12 месяцев, вырос до 49 % через неделю после референдума по сравнению с 25 % до объявления результатов голосования, показывает исследование YouGov и Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR). Доверие среди британских потребителей также резко упало в первые дни после того, как Великобритания решила выйти из ЕС, сообщали ранее YouGov и Центр экономических и бизнес-исследований.

Товарообмен между Болгарией и Великобритании составляет чуть более 1 млрд евро, по данным Министерства экономики на 2015 год, что отводит стране 8-е место в болгарском экспорте и 16-ом в качестве партнера при импорте.

"Тем не менее, существуют риски в сфере услуг, финансовом секторе, положений компаний в Великобритании", – отметил Камен Шойлев, партнер New Balkans Law Office. В настоящее время Болгария и Великобритания являются членами общего рынка, а не только таможенного союза. С выходом Лондона из ЕС это может измениться и негативно повлиять на бизнес через ряд тарифных и нетарифных ограничений.

Тарифные включают в себя взимание пошлин и платежей по НДС в некоторых случаях импорта. По мнению эксперта, проблемы с болгарскими экспортными пошлинами могут быть преодолены пятью способами - заключение соглашения об ассоциации между Великобританией и ЕС; применение швейцарской модели, что означает введение особых двусторонних отношений между Великобританией и ЕС; чтобы Лондон стал членом Европейской ассоциации свободной торговли; чтобы Великобритания в качестве члена Всемирной торговой организации применила ее правила. В Великобритании есть идея, чтобы в крайнем случае, в одностороннем порядке были отменены таможенные пошлины, но идея является политически трудно достижимой. В импорте товаров в Болгарию, первые четыре способа позволили бы полностью или частично устранить таможенное бремя.

По мнению Камена Шойлева, более серьезное влияние для болгарского бизнеса могут иметь нетарифные ограничения. Болгария очень много использует британский опыт и знания в области финансов, консалтинга и юридических услуг. В финансовой сфере, например, если не оговорено другого, будут потеряна паспортизация, позволяющее при регистрации в одной стране ЕС работать и во всех остальных. Например, это может повлиять на компании из секторов под режимом лицензирования. По словам Шойлева, примерно через 6 месяцев или 1 года, будет больше ясности в отношении этих рисков, тогда, скорее всего, будет ясна форма намерения Великобритании и других стран ЕС и их позиция в переговорах относительно новых форм взаимного доступа на свои рынки.

Будут риски и для некоторых групп компаний, включающих структуры в Великобритании, несмотря на то, что возможная реализация Brexit не повлияет на них сразу и напрямую. До референдума 23 июня, New Balkans Law Office, все чаще наблюдали, что их клиенты в Болгарии хотят использовать британские компании из-за их более развитой системы правосудия в области взаимоотношений внутри компаний; с целью достижения определенных правовых эффектов, каких болгарский закон не предлагает (или предлагает только в акционерных компаниях); из-за возможностей финансирования; из-за роли английского права при слияниях и поглощениях и из-за более хорошей репутации, которую придает наличие английской компании; для компаний, которые продают по всему миру, например, в области программного обеспечения. Эти хорошие причины для того, чтобы страны использовали английское право и английские корпоративные и юридические формы не исчезнут в случае Brexit. Они даже могут быть дополнены новыми поводами для связи с Великобританией, если Британия повысит свою конкурентоспособность за счет снижения корпоративного подоходного налога до уровня ниже 15%, такое намерение вчера высказал министр финансов Великобритании.

В то же время, по словам Шойлева, должны будут быть оценены три потенциально новых рисков:

- Возможное препятствия в применении английского права при разрешении споров в остальных 27 странах ЕС;

- Трудности в будущем использовании структур с британскими компаниями при участии в болгарских государственных закупках или в регулируемых секторах;

- Риск того, что Великобритания повысит некоторые из своих налогов, если до и во время ее выхода из ЕС ее бюджет будет испытывать трудности.

Неизвестные для бизнеса, однако, не были бы неизбежны, пояснил эксперт. Болгария останется членом ЕС, и она будет прилагать Брюссельский регламент для определения компетентности судов и правила Рим I и II для определения применимого права в большинстве гражданских и коммерческих контекстов. Так, если хотя бы одна из сторон в споре с местожительством или с компания зарегистрирована в ЕС, если в договоре указано применение английского права, то это должно будет быть принято болгарским судом. А у британских судов и без Брюссельского регламента есть такая практика, пояснил Шойлев.

В юридической канторе сделали разъяснение и в отношении последствий в области миграции в обоих направлениях, а также права на свободное передвижение. Это очень важно, учитывая, что 3 млн. европейских граждан живут в Великобритании, а 1,2 млн. британцев – в странах ЕС. В Болгарии, в частности, живут 5000 британцев. Болгар в Великобритании, однако, более 77 000. Brexit изменит жизнь этих людей.
По мнению юристов, принцип свободного передвижения, скорее всего, сохранится, но при условиях регистрационного режима, ка, например, в Швейцарии.

Эксперты советуют болгар, проживающих в Великобритании, которые соответственно могут и желают – начать как можно быстрее процедуру по получению гражданства или вида на жительство, а болгар с более коротким пребыванием в Великобритании, – получить документ о регистрации в качестве лиц, пользующихся правом свободного передвижения. В первом случае они должны были проживать в Великобритании не менее шести лет, а во втором - 5 лет. Если срок их пребывание к моменту возможного Brexit меньше, им придется полагаться на то, что их статус будет разрешен путем будущих соглашений, или на права, которые будут находить основу частично в европейском и частично в местном законодательстве, отметил Камен Шойлев.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.