Румен Янчев, „Булстрад”: Самое доступное, что может купить любой, - это страховка

20 июня 2016, понедельник / 16:42;
Румен Янчев, „Булстрад”: Самое доступное, что может купить любой, - это страховка
Румен Янчев. Фото: по лицензии creative commons

Господин Янчев, в этом году „Булстрад” отмечает 55-й день рождения. Ждать ли Вашим клиентам каких-то сюрпризов - новых продуктов, новых условий и т.д.?

- Пятьдесят пять лет - долгое время для одной компании. В страховании нет другой компании с такой историей. Только государственная компания имеет более долгую историю, но и другую судьбу. Что клиенты могут ожидать от компании "Булстрад"? Мы сказали это в одном лейтмотиве - "Булстрад" - решение для тех, кто нуждается в страховой защите, в поиске лучшего решения. Это означает - охват покрытия адекватно хорошей цены. Я надеюсь, что мы адекватно ответим любым из наших нынешних и будущих клиентов, независимо от того, о каком виде страхования идет речь. Одни из страховок являются личными, другие - для корпоративного бизнеса, но мы всегда стараемся искать лучшее решение.

Кроме Вашего юбилея, в 2016 году произошли или произойдут еще две важные вещи. Во-первых, вступил в силу совершенно новый кодекс, который регулирует страховую деятельность в Болгарии, и, во-вторых, предстоят так называемые стресс-тесты страховых компаний в Болгарии. Рано давать оценку новой законодательной базе?

- Да, рано, более того, процесс идет в направлении соответствия определенным требованиям европейской регуляции. Предстоит войти в фазу соответствующей специфики. С момента Solvency II прошел лишь полный квартал и вряд ли можно делать генеральные выводы. Лучше немного подождать, чтобы прошел период, в течение которого будут проводиться первые проверки. Пусть наступит октябрь-ноябрь, и затем мы сможем сделать оценки. Это время будет использоваться компаниями, чтобы "привести в порядок дом".

Стоит ли ожидать каких-либо потрясений от так называемых стресс-тестов для страхового рынка в Болгарии, в частности, компаниям, участвующим в нем?

- Я не совсем знаком со способом проведения финансовых проверок. Объем инструкций составляет 164 страницы. Мы - люди практики и не так просто осмыслить и перенести в повседневную жизнь эти требования. Страховщики показывали большую жизнеспособность на протяжении лет. Я надеюсь, что они покажут ее и сейчас.

В каком направлении будет развиваться наш страховой рынок? Есть ли потенциал для развития, резервов? Выйдем ли мы из тени автомобильного страхования?

- Наш рынок очень сконцентрирован в двух сферах - страхование автомобилей и все остальное. В автомобильном страховании доминируют две страховки: "Гражданская ответственность" и "Каско". Я думаю, что соотношение между ними составляет 50:50. Для значительной части компаний это является основным источником дохода. Для них это очень важно. Что касается нас, я бы не утверждал такую вещь, потому что особенно в последние 5-6 лет это не так. Нет развитой страны, в которой страхование автомобилей доминирует, независимо от того, что в таких крупных странах, как Германия, Франция, Япония и даже США автомобильный парк огромен. Там доминирует неавтомобильное страхование. В развитых странах страхование жизни занимает достойное место, а не так, как здесь. То есть, у нас есть все признаки неразвитого рынка - маленькая доля страхования жизни и высокая доля автомобильного страхования. До тех пор, пока это не изменится, вероятно, мы будем жить в той же стране с теми же параметрами.

Если в большинстве сегментов наш рынок слабо развит, мы можем сказать, что у него есть потенциал?

- Потенциал - сильные слова, но хорошая возможность - да.

Научились ли клиенты сами искать страховки или направление для предоставления этих услуг по-прежнему от страховщика к страхователю?

- Создание страховой культуры и связи с необходимостью соответствующей страховки, вероятно, занимает немного больше времени. Мы видим, что есть много людей, которые начали какой-то бизнес и очень быстро поняли, какую надлежащую роль и место занимают соответствующие страховые продукты. У них есть годы и без страховых случаев, но и годы серьезных страховых событий, и именно тогда они поняли роль страхования, и что самая дешевая вещь, которую можно купить, это страховка. Такие люди очень легко убеждаются и ищут страховку по своей мерке. Это один из способов. Я не уверен, следует ли этим делать рекламу, чтобы каждый рассказывал, что с ним случилось.

До этих пор мы не использовали это в качестве инструмента. Но и другое правда - что о страховании необходимо говорить, но соответствующим образом, и подходящие люди должны это делать. Тогда мы дойдем до положения и проникновения, и деньги, которые тратятся на страховки, будут гораздо больше. В настоящее время по обоим показателям мы на низком уровне. Это само по себе говорит о том, что потенциал гораздо больше, в том числе и в настоящее время, и он, вероятно, будет осуществляться в будущем, и люди научатся тратить больше денег на страхование. Но нужно время. В настоящее время мы наблюдаем, как компании делают все больше попыток искать более нестандартное покрытие от пожара, например, потому что, будучи активным участником экономической жизни, клиенты страховых компаний понимают, что страхование – это не то, что ограничивается пятью видами полисов.

Страховой рынок готов принять эти вызовы и предложить клиентам то, что они ищут?

- Рынок в настоящее время пережил всего понемногу. С одной стороны, есть предложение, которое не ищут сознательно. Есть время от времени спрос. Иногда расходуются много усилий на разработку хорошего продукта, который не находит применения и приема. Возможно, существуют пробелы в маркетинговой стратегии, в рекламе или в что-то другом. Есть и наоборот - появляется спрос, к которому мы еще не готовы. Но страховщики достаточно гибкие и в короткий срок находят способ предложить соответствующий продукт. Например, в сфере туризма получается сравнительно быстрое регулирование. Здесь две вещи преследуют друг друга и каким-то образом дополняют друг друга.

В настоящее время на рынке присутствуют около 5-6 крупных игроков - Generali, Allianz, KBC, Unica, Groupama, Булстрад. У материнских компаний есть ноу-хау, которое можно взять. То, что в настоящее время мы не используем его активно, это безусловно, но и мы сами, как рынок, не готовы к этому. На данный момент мы идем вперед с более простыми продуктами и более медленными темпами. Возможно, после получения большего накопления, например, спустя 7-8 лет, будет довольно больше новых вещей.

Существует ли тенденция, что клиент не будет искать самое дешевое, а то, что ему по мерке?

- Есть и такие клиенты. Они знают, что чтобы был оплачен ущерб, до этого должно быть некоторое накопление. Эти клиенты знают, что риск должен быть оценен, и что риск - страховая премия. Здесь и роль страховых агентов как инструкторов на рынке. Надеемся, что они понимают это и не вводят в заблуждение ни клиентов, ни страховщиков. Другая вещь, которую мы должны сказать, это что я не уверен, есть ли обученные люди в судебных органах по рассмотрению дел, связанных с вопросами страхования.

Какова тенденция - больше или меньше дел ведутся по разрешению страховых случаев?

- У нас нет точной информации. Здесь роль регулятора - обеспечить больший объем информации. В Комиссии по финансовому надзору нет такой информации. Мы не можем заставить страховщиков между собой делиться информацией. И Ассоциация болгарских страховщиков может быть более активной в поиске возможностей систематизировать такую информацию. К сожалению, это не происходит в настоящее время. Если это произойдет, вероятно, создаст большее доверие к страховщикам. Мы, в качестве публичной компании, открыты и привыкли - если кто-то хочет узнать что-то о нас, может это сделать. Проблема заключается в том, что таких компаний лишь две из более пятидесяти зарегистрированных в Болгарии. Клиент должен иметь право на то, чтобы ориентироваться, чем один страховщик лучше другого или более специализированный, чем другой.

Вы сказали, что большую роль в продаже страховок, а и в повышении страховой культуры, играют страховые посредники. Достаточно ли обученных кадров для работы в области страхования в Болгарии?

- Нет. Это большая проблема, и на каждом уровне, в том числе и в страховом надзоре. Факт, что университет не в состоянии готовить кадры, которые сразу же "вскочат" на практику, но обучение может быть гораздо более ориентировано на практику. Это означает больше стажировок. В настоящее время мы готовим "Булстрад Академию" вместе с двумя университетами. В страховании пересекаются различные виды образования, и наше стремление - поддерживать высокий уровень квалификации наших сотрудников и тех посредников, с которыми мы работаем - брокерами и агентами. Это будущее - квалификация!

Какой прогноз развития страхового рынка Вы сделаете – в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

- Прогноз трудно сделать, но если возьмем за основу прошлое, „перемотаю ленту" в начало нового века. Тогда мы мучились выяснить, какая зависимость существует и поставить ее в некоторую формулу для взаимосвязи между ВВП и ростом страхования. Мы заметили, что в течение лет в процессе тесной корреляции определенный процент роста ВВП отвечает определенному проценту роста страховых премий - от 2 до 4% в страховании. С тех пор как у нас нет роста ВВП, и рост в страховании растаял и исчез.

Тем не менее, после срыва в 2008 году и страхованию жизни, и общему страхованию удалось стабилизироваться ...

В 2008 году, когда пик был в страховании, и когда начался кризис, мы получили премиальный доход в размере 221 млн левов. Сейчас мы на уровне 193 млн. То есть, мы не достигли уровня 2008 года, а мы значимая для болгарского рынка компания. Может и есть небольшие компании, которые утроили свой премиальный доход, но их доля на рынке значительно меньше, так что мы до сих пор гонимся за уровнем 2008 года. Очевидно, что до сих пор хорошие возможности находятся в сфере страхования автотранспортных средств. Это дает импульс и чувствуется быстро. Но мне хотелось бы расти в остальных страховках. Автотранспортное страхование является необходимостью. Хотя эта страховка кажется тривиальной, она довольно сложна, если мы поучимся у внешних рынков. За рубежом предлагают намного различающиеся вещи, чем те, которые мы предлагаем в Болгарии. Но мы должны вырасти, чтобы предлагать эти продукты в Болгарии. В настоящее время потребность в "Каско" удовлетворяется тем, что предлагается на рынке.

Что бы Вы пожелали своим коллегам и клиентам в связи с предстоящей годовщиной компании?

- Продолжать работу в этом направлении, по принципу „медленно, но славно", потому что быстро не получается и не может быть. Будем надеяться, что Болгария выходит из стагнации, а это будет означать больше работы для нас и отразится хорошо на всех. Я думаю, что у нас есть хороший уровень конкуренции, что позволяет клиентам выбирать. Многие компании имеют свою нишу и направление для развития. Мое послание - иметь больше довольных клиентов и более хорошие страховые решения для них.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.