7 июня 1946 - София обезглавливает ВМРО по приказу Белграда и Москвы

19 июня 2016, воскресенье / 13:48;
7 июня 1946 - София обезглавливает ВМРО по приказу Белграда и Москвы
Фото: БГНЕС

70 лет назад, 7 июня 1946 года, был нанесен тяжелый удар по ВМРО. В эту зловещую ночь около 200 родолюбивых македонских болгар со всех концов Болгарии - руководители, члены или сторонники организации пропадают без вести. Среди них Жоро Настев, Страхил Развигоров, Владо Куртев, Йосиф Марков, Коста Ризов, Гошо Атанасов, Михаил Карайорданов, Евтим Орлето, Атанас Пашков и др.

В сражении погибает майор Кирилл Драгнов. Их жены и дети выселены, интернированы или просто выгнаны из своих домов и оставлены на произвол судьбы.

Аглика Маркова и Михаил Развигоров являются потомками Иосифа Маркова и Страхила Развигорова. Они рассказали БГНЕС о трагедии их семей.

Аглике тогда было всего 3 года, она почти ничего не помнит, в отличие от Михаила, который был немного старше. "То, что мы знаем – это то, что вечером 7 июня в своих домах были арестованы мой отец, дядя и несколько их друзей, включая членов ЦК ВМРО Владо Куртева и Жоро Настева. Последний не успел дойти до нашего дома и был задержан на улице. Отец Михаила – Страхил Развигоров был задержан двумя днями позже, лишь за то, что он не находился в Софии", – рассказывает Аглика. Но Аглика помнит их выселение из Софии. "Нас в буквальном смысле выкинули из своих домов и оставили на улице, на произвол судьбы", добавила она.

Первое воспоминание из детства Михаила Развигорова – как милиционер в гражданском врывается в дом его родителей и заберёт его отца. "Мой отец, Страхил Развигоров был арестован, но приказ на это был выдан на день позже, 8 июня, потому что он находился в городе Елена. Возможно, мое первое воспоминание детства – это как к нам пришел милиционер в гражданском и забрал моего отца. Мы пошли с ними и проводили его до автобуса в Софию, потом он находился в отделении Народной милиции. Там он находился, возможно, несколько недель или месяцев, а затем был переведен в Областное управление 31 в городе Плевен.

Почему я говорю переведен?

Потому что в этот период проживания в 31 Областном управлении в городе Плевен наша семья поддерживала с ним связь через письма. То есть мы посылали письма и получали ответы. Это продолжалось до конца 1947 года, когда нам вернули одно из писем и сказали, что этот человек ушел, его там нет", – вспоминает Михаил Развигоров. С того дня Страхил Равигоров пропал без вести.

Позже они узнают, что его держали в секретной базе Государственной безопасности в г.Пазарджик, где он и скончался. "У нас не было никакого известия, ни одного документа о его смерти, не говоря уже о потенциальном месте захоронения, где мы бы могли зажечь свечку. Позже, аж в 1990 году, через действия к МВД, мы получили удостоверение, в котором говорится: Страхил Развигоров умер в 1948 году в лагере в городе Пазарджик. Это единственный документ, который мы имеем ".

Человек, выигравший от всего этого - Тито

И Аглика и Михаил убеждены в том, что их родители стали жертвами своей любви к Болгарии, отстаивания болгарщины и идеи о свободной Македонии. "Причину их смерти следует искать в идее введения новой коминтерновской македонской нации. В этот зловещий день, 7 июня 1946 года, по приказу Москвы, по внушению Титовской Югославии осуществляются эти массовые аресты членов, сторонников и лидеров ВМРО. Был нанесен смертельный удар по болгарской каузе в Македонии", – сказал Михаил, по словам которого от всех этих трагических событий больше всего выиграл диктатор Иосип Броз Тито.

Михаил Развигоров напомнил, что подобные события разыгрались и в Македонии. "Там эти массовые издевательства и убийства произошли гораздо раньше. Достаточно вспомнить об Иордане Чкатрове, который умер в титовских тюрьмах в 1946 году", – добавил он.

Трагедия 7 июня 1946 года оставила неизгладимый след в жизни родственников и потомков погибших. После этой даты они не могут общаться друг с другом в течение многих десятилетий, потому что, как говорит Аглика, их мамы хотели защитить их от каких-либо травм. Аглика и Михаил познакомились 10 дней назад, хотя их отцы были союзниками и боролись за общее дело.  Они хранят как дорогое воспоминание одну фотографию, на которой запечатлены Иосиф Марков, Страхил Развигоров и Кирил Дрангов.  Одна фотография, одно подтверждение того, что все трое были жертвами в этой акции. "Наши матери до последнего вздоха ждали своих мужей и отцов", – говорит Аглика.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.