Средний класс в Болгарии живёт всё лучше

18 ноября 2015, среда / 10:16;
Средний класс в Болгарии живёт всё лучше

Автор: Петар Ганев, Институт рыночной экономики.

Недавно были опубликованы данные по бедности за 2014 год или так называемые "показатели бедности и социального включения". Данные не вызвали большого интереса - в публичном пространстве, главным образом, подтвердилось наблюдение, что каждый пятый гражданин Болгарии попадает ниже черты бедности - то, что с небольшими отклонениями видно в данных за последние семь лет и реально не представляет новость. Более детальный взгляд на исследование Национального статистического института, однако, показывает, интересные наблюдения. Вот некоторые из них:

Средний класс улучшает свое положение

В период 2009-2012 г.г. черта бедности в Болгарии задерживалась в рамках 280-290 левов - это сумма среднемесячного дохода одного лица. Эта линия представляет 60% от медианного дохода, который практически делит домохозяйства на два - половина выше и половина ниже этого дохода. Именно поэтому медианный доход можно рассматривать как референтный для состояния среднего класса в Болгарии - он может изменяться только с изменением дохода домашних хозяйств в середине распределения доходов, не попадая под влияние крайностей.

В 2013 году черта бедности увеличилась почти до 324 лева или на более 13%, что автоматически следует за ростом более чем на 13% медианного дохода. Такой скачок в доходах среднего класса наблюдается впервые с начала кризиса.

Доля людей, которые живут в материальных лишениях, сокращается

Традиционно в Болгарии доля людей, живущих в материальных лишениях, составляет 40-50% населения. Впервые в 2014 году наблюдался серьезный спад данного показателя, а доля населения, живущего в материальных лишениях, упала на 33%, или на около 10 процентных пунктов по сравнению с 2013 годом. Причины, однако, не только экономические, но и связаны с более строгим применением методологии исследования, а также с более положительной позицией самих людей.

Измерение материальных лишений основано на девяти вопросах, связанных с различными ограничениями в домохозяйстве - четыре вопроса учитывают объективные факторы (наличие автомобиля, телефона, стиральной машины и т.д.), а остальные связаны скорее с ощущениями людей (ограничивается ли домохозяйство в отоплении, может ли путешествовать или удовлетворить непредвиденные расходы на ремонт, например). В конкретных вопросах о наличии нет большого улучшения, в то время как в вопросах, связанных с субъективной оценкой, наблюдаются большие изменения, особенно в возможности путешествовать и удовлетворения непредвиденных расходов домохозяйства.

Эти изменения говорят и о методологическом моменте - последнее исследование дает более точные реалии, связывая (через контрольные вопросы и инструкции для интервьюеров) более качественно сущность вопросов, касающихся чувства ограничений.

Структура бедности показывает проблемы

Анализ бедности раскрывает некоторые важные структурные изменения, которые могут помочь лучше направить социальные политики. Наблюдается, например, рост бедности до любых социальных трансферов. Добавляя пенсионные выплаты, однако, этот эффект очищается. Это означает, что значение пенсий для ухода из группы бедных растет. В группе, которая меньше зависит от пенсионных и социальных выплат - работоспособное население, наблюдается небольшой рост бедности. Самая рискованная возрастная группа теперь - дети, что также является огромной проблемой. Иными словами, в очередной раз подтверждается наблюдение, что большая часть бедности формируется трудоспособным населением - в основном, это люди с основным или более низким образованием, где не столько социальная политика, а образование/квалификация и состояние рынка труда являются ключевыми.

Подводя итог трех наблюдений, мы имеем рост в доходах среднего класса, что автоматически увеличивает и линию бедности. Более высокая линия компенсировалась для пенсионеров ростом пенсий с 2013 года, но оставила более высокую долю населения трудоспособного возраста и детей ниже черты бедности. Последнее говорит о серьезных структурных проблемах на рынке труда, так как в этой группе занятости находится ключевой фактор. Резкое сокращение доли людей, живущих в материальных лишениях, хорошая новость, которая в какой-то степени следует более высоким доходам среднего класса, но не касается домохозяйств в глубокой бедности, то есть тех, которые находятся далеко за чертой бедности. Риск для безработных остается значительно выше, чем для работающих - практически каждый второй безработный живет ниже черты бедности.

В период роста черты бедности социальная политика трудно может поддерживать нерабочее или низкоквалифицированное работоспособное население выше порога бедности. Только умения и новые рабочие места могут сделать это.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.