Максим Бехар: PR и эмоции являются синонимами

29 сентября 2015, вторник / 13:25;
Максим Бехар: PR и эмоции являются синонимами
Фото: Юлиан Донов

Социальные медиа изменили мир к лучшему: люди стали более информированными и более критичными, в то время как бизнес и политика стали более прозрачными, говорит основатель M3 Communications Group, Inc.

В моих воспоминаниях Вы журналист, один из самых ярких. Почему Вы оставили эту профессию?

Я до сих пор продолжаю думать, как журналист. И противно многим мнениям, что когда ты занимаешься коммуникационным бизнесом, ты переходишь на другую сторону баррикады, это не так. В современном мире все выступают в роли СМИ, каждый может выразить свою позицию через свой профиль в Facebook, например. Журналистика мне очень помогла. Когда я начинал 20 лет назад, я ничего не понимал в менеджменте, но я разбирался в СМИ. Я знал, кто как мыслит, и как можно честным образом с творческим подходом повлиять на данное СМИ или журналиста. И это дало мне очень успешный старт. Но и по сей день я люблю заниматься письменным словом. Мне было 25 лет, когда отец подарил мне мою первую печатную машинку "Марица". Она до сих пор стоит у меня в конференц-зале вместе с тисками, на которых я работал в течение пяти лет на одном машиностроительном заводе, перед тем как начать учиться. Там и мой первый компьютер, на котором я начал свой бизнес. То, от чего я не отказался – это говорить свое мнение вслух, чтобы тот, у кого есть более сильные аргументы, мог опровергнуть меня. На самом деле, это и есть современная журналистика.

А лучшая сторона PR-профессии – это странная амальгама креативности и бизнеса, обильно украшенная волнениями. Это не подходящая профессия для кого-то, кто хочет работать с 9 утра до 5 вечера. Синонимом PR является эмоция.

Что изменили социальные медиа в Вашей работе?

Во-первых, теперь каждый человек является публичной фигурой. 5-6-7 лет назад публичными личностями были только люди Шоу-бизнеса, актеры, политики, спортсмены и некоторые журналисты. Теперь каждый водитель такси с подержанным ноутбуком в своем гараже, у которого есть что сказать и он знает, как это сделать, может стать популярным. В наше время есть блогеры, которые гораздо более популярнее депутатов. Во-вторых, если есть 1,2 миллиарда пользователей Facebook, значит есть столько же журналистов, потому что современная журналистика означает иметь что-то сказать, и где это сказать. И третье большое изменение заключается в том, что каждый пользователь социальной сети хочет заниматься моей работой – он там, чтобы промоутировать себя, свой бизнес, свою семью, своих друзей. Это создает одну гигантскую конкуренцию и делает нас более креативными. Чем больше пользователей участвуют в этой игре, тем лучше для нашего бизнеса. Конечно, PR – это серьезная профессия, ее нельзя с лёгкой рукой сравнивать с постом в Facebook или Twitter, но это способ управлять публичностью одного человека.

Разве этот массовый доступ к социальным медиа сайтам не девальвирует стоимость информации?

Вовсе нет, потому что теперь пользователи этой информации имеют возможность выбирать более тщательно из огромного моря всяких новостей. Все мы, активные пользователи знаний в социальных медиа, культивируем в себе совершенно иной набор качеств - уметь быстро читать, выбрать то, что для нас представляет интерес, делиться нашим мнением, быть критичными.

– Классическая журналистика, однако, стала стыдной профессией в нашем регионе?

Это не так. Журналистская профессии в настоящее время требует гораздо больше знаний, больше мастерства, убедительности и аргументов. Именно из-за возросшей конкуренции. Когда 12 лет назад я написал статью о том, что печатные СМИ уходят, мне позвонили многие люди, в том числе мой лучший друг Валери Запрянов, чтобы сказать мне, насколько я не прав. Но я им ответил так: журналисты продают информацию, точки зрения, анализы, но они не продают бумагу. Вы должны быть счастливы, что сейчас, за считанные секунды можно поделиться одной новостью с читателями, вместо того, чтобы ждать, пока ее отпечатают. Ностальгия по бумаге уже в прошлом. Когда более 100 лет назад, Генри Форд представил свой автомобиль под названием "бензиновая коляска", многие люди предрекали, что его использование приведет к невероятным рискам, и это плохо для человечества. Таким же образом, социальные медиа изменили целое поколение. Я назвал его поколение F.

– Откуда происходит F ?

Это происходит от трех характеристик, которые, по моему мнению, характеризуют все сегодняшнее общество, а не только некое возрастное поколение.  F – как Facebook, F – как fear, потому что у тех же самых людей есть много страхов. Они боятся быть обиженными, не принятыми, боятся предательства. И, наконец F – как f*ck, потому что многие люди этого поколения говорят, что их ничего не интересует и они посылают весь мир.

– Многие утверждают, что дистанционное виртуальное общение приводит к своеобразной социопатии.

Я не согласен. На сегодняшний день, за несколько часов мы общаемся с таким количеством людей, с каким 15 лет назад мы не общались за несколько лет.  Мы знаем больше, чем когда-либо прежде. Мы работаем больше чем когда-либо прежде. Это три совершенно полезных различий. Кроме того, сейчас, наиболее неопределенная вещь в мире – это человеческие отношения.  Быстрые коммуникации и большая нагрузка информацией, часто приводят к ссорам между друзьями. Вот почему важно следить за тем с кем и как мы разговариваем. Слова, язык, имеют большое значение.

– Вы говорите, что мы знаем больше, чем когда-либо прежде. Но это лишь поверхностная информация. Книги уже вышли из моды, они заменены трейлерами.

К сожалению, люди теперь люди слушают не для того, чтобы вникнуть в слова собеседника, а лишь для того, чтобы ответить ему. Перегружённые информацией у нас нет времени на то, чтобы усвоить ее. Все это изменения современного общества и это не обязательно изменения в худшую сторону.

– Переход от аналогового к цифровому миру.

– Но в этом новом мире лучшим изменением является прозрачность. Я всегда говорил, что прозрачный бизнес является этическим бизнесом. Когда я промонтировал первый созданный и группой друзей стандарт для бизнес-этики и люди меня спрашивали, что это такое, я выдумал определение, которое как я считаю в силе и сегодня, а именно: "Сделать прибыль прозрачным способом. "Общественная коррекция является сильным стимулом для того, чтобы следить за тем, что ты говоришь и делаешь. Когда кто-то парирует неправильно, он рискует тем, что его фото может появиться везде. Общество уже способно осуществлять полный контроль над политиками и бизнесом. Кстати, я считаю, что наша политическая система полностью устарела и значительно отстает от изменений нашего времени. Я не могу себе представить, как она сможет еще долго продержаться. Политические партии исчезнут в ближайшие 10-15 лет, они будут заменены избранными депутатами, которые будут объединять своих сторонников около конкретных идей, многие из которых будут связаны с бизнесом, а не идеологией. Идеологий уже категорически не существует. Стив Джобс, Билл Гейтс – это люди, которые могут объединить с помощью проектов. Как это возможно, чтобы интеллигентные, способные, знающие люди голосовали за кого-то, кто не стоит и одной десятой их, кто не имеет своего мнения, не может принять решение, не читает и не интересуется?! В то же время, общество становится все более образованным. Этот тип политической системы теперь уже мешает обществу и его прогрессу. К тому же, именно такие небольшие страны, как Болгария, могут сделать прорыв в этом отношении и дать начало переменам. Болгария вовсе не является столь консервативным государством. А за 25 лет, мы прошли через такое количество сотрясений, сколько другие государства не видели веками. Малые государства могут быть более приспосабливаемыми. Если в Болгарии найдутся несколько человек, которые могут представить хорошие бизнес-проекты интеллигентным способом, то общество может посмотреть на них очень позитивно, и они сотворят новую политическую систему.

– Сам Европейский союз представляет собой одну довольно громоздкую бюрократическую систему.

Мы не можем ожидать, что эти 17 тысяч должностных лиц со стеклянными глазками, как их называет Жорж Ганчев, сами реформируют систему, в которой они чувствуют себя комфортно. Чем больше людей вносят свой вклад в общество под видом денег, продуктов или интересных проектов, тем лучше для самих обществ. И чем больше администрация, тем больше препятствий на пути прогресса. И не абсолютизируя социальные медиа, интерактивный обмен мнениями сжег все мосты для возвращения назад. В одной юмористической картине пирамиды успеха в самом низу стояла графа : „Аккумулятор заряжен“, сверху „Беспроводное подключение“ и потом все остальное - возможности, проекты ... Когда однажды ты искупался теплой водой, ты больше не захочешь вернуться к купанию холодной водой.

– Как Вы объясните 5-летнему ребенку в чем заключается Ваша работа?

Со времен мои дефиниции становятся все проще. Мысль становится яснее с накоплением профессиональных навыков. Я бы сказал, одному 5-летнему ребенку, что я занимаюсь следующим: говорю правду таким образом, чтобы ее смогли понять. Это и есть наш бизнес. "Истина" является ключевым словом в этой дефиниции. В нашем бизнесе, если ты даже на мгновение подумаешь, что можешь передать СМИ неверную информацию в „услугу“ клиенту, ты рискуешь ввести в заблуждение миллионы людей. Вот почему этика и прозрачность имеют культовый статус в нашем бизнесе. А профессионализм в нашем бизнесе заключается в том, чтобы сделать информацию легко воспринимаемой.

Я известен среди моих друзей тем, что я дарю их очень маленьким детям планшеты, в основном на их первый день рождения.  Так что, один 5-летний ребенок, вероятно, уже знает в чем заключается истина. Он сам бы нашел необходимую ему информацию.

– Вы занимаетесь политическим PR?

Мы не работаем на политиков и политические партии, потому что по всей Южной Европе, в том числе и у нас, в политике есть большая доза эмоций. И когда вы работаете на определенную политическую партию, то вы как будто обречены на пожизненную принадлежность.  С другой стороны, политические проекты меня никогда не интересовали, и я считаю, что для одного бизнесмена контрпродуктивно  заниматься политикой. В политике есть устаревшие правила, вне всякой логики хорошего менеджмента.

– Каковы основные правила успешного бизнеса?

Успешный – это относительное понятие. Я считаю, что если ты делаешь свою работу на совесть, то ты успешен. Ты можешь быть водителем такси, почтальоном, можешь управлять большим бизнесом. Все зависит от рисков, которые ты принимаешь и от выносливости твоей спины. Если у тебя есть большой бизнес, ты заботишься о многих людях, платишь большие налоги и социальные взносы, и ты должен предоставлять новые правила для менеджмента. Мое поколение, люди начавшие заниматься бизнесом 20 лет назад, обладаем этим большим несовершенством, но в тоже время и преимуществом – мы сами себя сотворили. Тогда некому было нам показать и научить. Мы прошли через много неудач и успехов, мы учились на своих ошибках и на ошибках других людей. Тем не менее, я считаю, что, если человек делает все правильно и почтенно и получает прибыль из этого, он успешен в своем бизнесе. Я также считаю, что один успешный болгарин за рубежом является гораздо большим успехом для Болгарии, чем если бы он был здесь. Во-первых, он живет и успевает в гораздо более конкурентной среде. И, во-вторых, когда болгарин является успешным за границей, он продвигает Болгарию. Именно эти люди строят имидж Болгарии. Деньги и имущество, которыми вы владеете не имеют ничего общего с успехом. А менеджер успешен тогда, когда он создал хорошую команду.

– Когда успешный менеджер становится лидером?

Человек становится лидером не осознавая этого. Ты не можешь себе придумать, что являешься лидером. Ты становишься лидером, когда люди вокруг тебя начинают подражать тебе и хотеть быть похожими на тебя. Это единственное определение.

* Интервью проведено Аной Клисарской и опубликовано в болгарском журнале „Менеджер“ выпуск август / сентябрь.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Максим Бехар, основатель и главный исполнительный директор M3 Communications Group, Inc., компании с более чем 25-летним опытом в общественной коммуникации. Он является творческой личностью с большим влиянием в политической и деловой жизни Болгарии. В 2012 году он был одним из финалистов конкурса "Менеджер года" и занял первое место в онлайн опросе телеканала Би Ти Ви о самом любимом менеджере среди финалистов.

Бехар является вице-президентом Международной PR-ассоциации (ICCO), и председателем совета Всемирного коммуникационного форума в Давосе, Швейцария. Преподаватель многих университетов мира и автором трех книг. А издание последней книги на английском языке – "Поколение F" достигло 4 позицию по продажам в Amazon.com, а русская версия книги, в последнее время, стал бестселлером на Ozon.ru.

Максим Бехар является Почетным консулом Сейшельских Островов в Болгарии, а также почетным гражданином своего родного города Шумен. Он является членом  совета директоров Болгарского форума бизнес лидеров, а также председателем попечительного фонда "Для наших детей".


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.