Амбиции Эрдогана приведут к потрясениям после парламентских выборов

30 май 2015, суббота / 20:59;
Амбиции Эрдогана приведут к потрясениям после парламентских выборов
Фото: ЕПА/БГНЕС

Авторами комментария являются журналисты Ник Татерсэл и Орхан Кошкюн, статья опубликована агентством „Reuters“.

Парламентские выборы в Турции, кажется, сместят мечту президента Реджепа Эрдогана о всевластном президентском институте и создадут период нестабильности.

Самый противоречивый современный лидер страны пытается маневрировать, чтобы сохранить свои лидирующие позиции. Хотя Конституция ограничивает его от участия в партийных мероприятиях, Эрдоган является частью избирательной кампании в преддверии парламентских выборов, а это признак того, как сильно он рассчитывает на голосование.

„Вы не можете отделить меня от этих сцен, вы не можете заставить меня замолчать“, сказал он в этом месяце перед сторонниками в городе Кирикале, объясняя, почему так важно, чтобы президентский институт получил больше полномочий.

В соответствии с конституцией, большими полномочиями обладает премьер-министр - должность, которую Эрдоган занимал с 2003 по 2014 год. Но с тех пор, как в прошлом году он стал главой государства, он все настойчивее начал агитировать о том, чтобы и исполнительная власть входила в полномочия президентского института, по подобию США и Франции.

Однако маловероятно, что Партия справедливости и развития (ПСР), основателем которой является Эрдоган, выиграет две трети мест в парламенте - большинство, которое им необходимо для изминения Конституции, не проводя референдума.

Случай возможного референдума также окунут в проблемах. Курдская оппозиция, которая когда-то рассматривалась в качестве союзника изменений, если они увеличат права курдов, также выступила против более сильного президентства.

Поляризационный стиль руководства Эрдогана, который оттолкнул турок, относившихся с подозрением к его консервативным исламским идеям, означает, что вряд ли он сможет убедить светскую оппозиционную Республиканскую народную партию (РНП) или националистическую Партию национального движения (ПНД) поддержать проведение референдума.

По этой причине, выборы приобрели почти экзистенциальную значимость для Эрдогана, который все сильнее усилил хватку около системы правосудия, полиции и средств массовой информации. Если большинство ПСР ослабнет, президенту придется бороться за сохранение контроля.

„Эрдоган прекрасно понимает, что с каждым днем его власть рушится, и именно поэтому он все больше настаивает на президентской системе правления“, – говорит Шинан Юлген, глава расположенного в Стамбуле аналитического центра EDAM и гость-ученый в центре Карнеги Европа.

„То, что дает ему силы – существование такой возможности. После того, как она станет нереалистичной, баланс сил обернется против него“, говорит Юлген.

Внутренние разделения

Эрдоган – политический боец, который был закаленный в детстве в трудном стамбульском квартале Касимпаша, который в то же время является защитником религиозной общины и рабочего класса. Поэтому, маловероятно, что он будет сидеть и ждать пока власть ускользнет из его рук.

Лишь, за последние два года против него состоялись массовые протесты и коррупционный скандал, каждый из которых может сокрушить любого слабого политика. Он, однако, снова поднялся в августе прошлого года и выиграл президентские выборы, получив 52 % голосов.

ПСР показывает единство перед предстоящими выборами 7 июня, но президентская навязчивость по поводу того, что должно входить в обязанности премьер-министра - Эрдоган уже провел несколько заседаний Кабинета и участвовал в обсуждении государственных дел - уже создает напряженность.

„Эрдоган является лидером этого движения. Члены ПСР прекрасно это знают ... Но мало-помалу, некоторые из них начинают чувствовать себя некомфортно из-за его упрямства в отношении исполнительных функций президента“, – говорит высокопоставленный источник,, близкий к партии.

„Есть люди, которые открыты по отношению к президенту, но не и к его близости к ежедневному политическому процессу“, говорит источник.

Ряд высокопоставленных членов ПСР, которые не имеют право баллотироваться в депутаты из-за мандатных ограничений, как ожидается, станут советниками Эрдогана в его новом дворце. Некоторые правительственные чиновники уже называют этих советников „кабинетом в тени“ и опасаются, что дело может дойти до борьбы за влияние с правительством премьер-министра Ахмета Давутоглу.

Тем не менее, источник в администрации Эрдогана заявил, что риск не так велик. "Это не что-то личное и то, что он хочет для себя. Он считает, что существуют серьезные проблемы с парламентской системе с прихода в политику и хочет, чтобы найти решение," сказал источник. "Он видит его как шаг, направленный против Давутоглу."

Риторика Эрдогана и его общий подход все же дают ему преимущество что касается избирателей партии, где он владеет преданностью, которой Давутоглу, один более сдержанный академик, до сих пор не может достичь.

Некоторые последователи Эрдогана носят смертельные покрывала во время митингов партии, показывая таким образом свою готовность умереть за президента. В видео, которое стало популярным в социальных сетях, человек говорит, что ему так сильно нравится Эрдоган, что он хотел бы укусить его и облизать. „Он лев. Мой малыш“, – говорит поклонник.

Сверхуверенность и паранойя

Эрдоган в настоящее время не доволен из-за обвинений в авторитаризме, а когда-то Запад считал его образцовым мусульманским демократом. В качестве премьер-министра он установил гражданский контроль над армией, которая в 1997 году заставила первое исламистское правительство Турции уйти в отставку, а до этого организовала 3 госпереворота во второй половине 20-го века.

Он также руководил открытие Турции к новым рынкам и реформам, цель которых была интеграция с ЕС, а также мирный процесс с курдскими боевиками.

Однако турецкая демократическая легитимность пострадала, пока он усилил хватку. Были заведены судебные дела против людей, обвиненных в обиде Эрдогана, в том числе и против 16-летнего ученика, в то же время в течение определенного периода были заблокированы социальные сети "Facebook" и "Twitter".

Тысячи полицейских и прокуроров были переназначены после того, как в 2013 году разразился коррупционный скандал, который затронул и его ближайший круг. Эрдоган набросился и на „параллельное государство“ - сеть последователей, базированного в США священнослужителя Фетуллаха Гюлена. Он бывший союзник Эрдогана, который, однако, теперь обвиняет его в незаконном упражнении контроля над своими последователями в полиции и судебной системе.

Эркем Думанлы, главный редактор близкой к Гюлену газеты „Заман“, ранее заявил, что референдум 2010 года дал уверенности Эрдогану и дал начало его перемены. Тогда 58% избирателей поддержали предложения правительства о внесении изменений в Конституцию.

По мнению Думанлы, однако, протесты летом 2013 года и свержения президента Египта Мухаммеда Мурси, чья партия „Братья-мусульмане“ близка к ПСР, вызвало чувство паранойи в Эрдогане.

Редактор когда-то был близок с Эрдоганом, что его даже просили написать сценарий для фильма, описывающего его жизнь. Сейчас Думанлы ожидает суда по обвинению в принадлежности к террористической группе, из-за его связей с Гюленом. „Он проиграл точно в тот момент, когда начал выигрывать“, – заявил Думанлы. „Одна более плюралистическая, сопричастная демократия может сделать его героем Ближнего Востока“, добавил он.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.