Симеон Сакскобургготски для Novinite: Давайте не отворачиваться от России только потому, что Болгария в НАТО

16 марта 2015, понедельник / 20:04;
Симеон Сакскобургготски для Novinite: Давайте не отворачиваться от России только потому, что Болгария в НАТО
Фото: Лилия Александрийска

"Интрига, которая более интересна, чем идея людей, начавших петицию." Так последний царь Болгарии и бывший премьер-министр Симеон Сакскобургготски определил в эксклюзивном интервью Novinite медиа-интерпретации последних дней, что с подписями десятков интеллектуалов и общественных фигур готовится новый проект для его возвращения в политику.

Давайте начнем с недавно появившейся новости - бывшие депутаты НДСВ начали подписку об общественном признании вашего вклада в Болгарию. Многие увидели в этом начало нового политического проекта. Какова ваша интерпретация?

Было бы неплохо не интерпретировать. Прочитать и потом не искать феноменальных толкований. Позавчера я сначала рассердился, потом на меня нашел смех. Я возвращался с обеда с академиком Воденичаровым и двумя шведами, один из них стал почетным членом БАН. Мы вышли из одного отеля, потому что я сказал, чтобы автомобиль ждал там меня с академиком и тремя или четырьмя другими, которые были с нами. Потом в каком-то сайте написали, что Симеон крутится около парламента с группой своих сторонников. Как это возможно, чтобы со всем своим умом написать такие вещи? Мы с председателем БАН находились перед зданием академии наук, из этого получается, что я кручусь перед парламентом, как будто мне это нужно ... Это внушения. Эти интерпретации предназначены для того, чтобы найти что-то сверх комплицированное, когда нет ничего. Интрига, которая интереснее, чем идея людей, которые начали петицию. А сама петиция меня обрадовала (раз речь идет о ней) и я был тронут, когда много людей позже позвонили, чтобы сказать: „Но подождите, почему вы не включили и меня?“. Бесчисленное множество людей. Различных профессий и происхождения. Это произвело на меня впечатление.

Может ли это стать политическим проектом? Или будете послом доброй воли, послом Болгарии?

Всю свою жизнь я был этим. Так оказалось и тогда, когда я был премьер-министром - есть много открытых дверей для меня. Но если у человека, как сказать, нет согласия ...Чисто и просто я не могу просто пойти и начать ратовать в поддержку Болгарии, потому что, во-первых, никто не попросил меня делать это, а, во-вторых, не было разговора, о чем именно. А возможности у меня есть. Иногда я говорю себе: почему у меня должны быть комплексы? В других странах для кого-то в моем положении это нормально. А у нас только говорят о монархо-фашизме или, что только республики совершенны, все остальное остается под вопросом. В какой-то степени это может быть и так, я не знаю. Но приписывать дефекты, ошибки и грехи через поколения не очень корректно. Толкования, которые последовали сейчас, были именно в этом направлении: „Что-то замышляется!“.

Спросил бы кто моего мнения хотя бы насчет подписки. Может быть, потому, что они знают, насколько я закрытый человек, и как для меня вообще не важно, чтобы обо мне говорили. Поэтому они предпочли договориться об этой инициативе. Лансируют идею, чтобы посмотреть, кто откликнется, задумается ли кто-нибудь и над чем. Но это не то, что было бы какой-то новостью. Чтобы сразу искать конфликт – кто против, кто за ... У нас есть гораздо больше возможностей строить, чем искать конфликт, ссору, противостояние. Все можно сказать тет-а-тет, нет необходимости, чтобы это происходило публично или через средства массовой информации. Что сказано тет-а-тет, не выходит оттуда, и никто, в конечном счете, не в обиде. Когда это сказано публично, тогда это другое дело.

К сожалению, мы всегда спешим говорить в микрофон, а потом, может быть, тем же вечером, сожалеем, но уже слишком поздно. Слова, произнесенные вслух, не возвращаются ... Когда я сказал, что я хозяин молчания, вспомните, какую иронию это вызвало. Или, какой была другая моя якобы крылатая фраза, что следует, по крайней мере, посчитать до 10, прежде чем что-то сказать.

А знаменитая фраза о 800 днях?

Там даже получил объяснения от неизвестного мне ясновидца. Он обнаружил, не знаю как, связь с датой смерти моего отца. Но я сказал ему, что с такой фантазией подход невозможен. А это было планирование по учебнику экономики, как для одной компании. На самом деле, если бы закатили рукава все, как я ожидал, что они сделают ... Примерно за 1000 дней, я думаю, нам удалось бы добиться 60 или 80 процентов, без преувеличения, того, что мы поставили перед собой как цель, но ирония в течение всего времени превратила все в трагикомедию.

Вы разочарованы?

Нет, я только удивляюсь таким явлениям. Позавчера была статья - "Нам не нужен был царь, если бы мы сменили чип тогда". Ну вот – тогда столько смеялись над этим чипом, но что-то было в нем, что я пытался сказать. Хотя его исковеркали до " такой игрок, что даже говорит о чипах в своей серьезной работе", и это также является частью той же мифологии.

В связи с общей ситуацией в Европе и в мире, какие параллели Вы видите между нынешней политической ситуацией в Европе и в мире, и событиями 70 и 100 лет назад. Под угрозой ли Болгария, находится ли под угрозой мир в Европе?

Видите ли, я большой поклонник истории, и я много читал, я уже в возрасте и всегда делаю выводы из прошлого, из истории. Действительно, я нахожу, что многих ошибок можно избежать, если принять во внимание историю, так что не стоит проводить аналогии или параллели с тем, что было до Первой мировой войны - не дай Бог! Я лично верю очень в преимущества, которые мы имеем сегодня в области коммуникаций, потому что многие вещи молниеносно могут быть предотвращены или объяснены, прежде чем они превратятся в кризис. В то время, как 100 лет назад скажет кто-то что-то и пока это будет передано, вернется, пока дойдет - уже вспыхнуло.

Сейчас можно быстро или опровергнуть или собрать людей для встречи. Диалог, по моему мнению, является гораздо более осуществимым, чем это было тогда. Для меня это как предотвращение любых уже непоправимых кризисов или моментов.

Вы чувствуете, что разделение на "филов" и "фобов" – исторически оформившиеся ярлыки - продолжает тянуть Болгарию в прошлое и мешает воспользоваться в полной мере возможностями сегодняшнего дня, которые предлагает членство в ЕС, скажем?

Я думаю, что вы не вполне правы, что эти "филы" и "фобы" - это есть в каждой стране по всевозможным темам. Мы здесь ... ты должен быть или "филом" или "фобом", что является полным абсурдом. Ты можешь быть нормальным гражданином, иметь свое мнение, но не вдаваться в то или иное направление, или исключить одно или другое. Сейчас мы находимся в одной рамке, каковой является Европейский союз, что немало как преобретение или возможности. Почему нужно обязательно быть русофобом, потому что ты в Европейском союзе, или русофилом, потому что были некоторые моменты в прошлом? Я думаю, в интересах страны и, в конечном итоге, граждан, увидеть, где наши интересы. Повернуться спиной к России, потому что мы в НАТО, представляется мне вполне преувеличенным и ненужным.

Что должны преодолеть молодые болгары?

Они являются первыми, кто не интересуется такими историями. Они смотрят, чтобы страна развивалась самым быстрым способом, чтобы и они могли найти себе место. Эти отклонения - против Москвы или за Берлин, или Вашингтон, или за Брюссель не очень их волнуют. Я думаю, больше их интересует то, как создать благоприятную почву, чтобы они могли работать.

Мы уже находимся в НАТО и ЕС, у нас есть направление. Принятие в них объединяло болгар в течение предыдущего десятилетия. Вокруг какой идеи могут и должны объединиться болгары сейчас?

Это мое личное мнение, и может показаться скучным, потому что я уже много раз говорил: подать руку друг другу – по возможности всем - и толкнуть страну вперед, потому что есть так много вещей, которые могут быть взяты от других стран, вместо того, чтобы напрягаться и вновь открывать для себя, извиняюсь, горячую воду или колесо. Для меня, например, если можно было бы сосредоточиться на образовании и культуре, это гарантия, чтобы выросли новые поколения, у которых уже другие взгляды. У людей уже есть окно в мир, они путешествуют. Это уже много, но необходимо и что-то большее, может быть, что сделает так, чтобы энергия была направлена во что-то конструктивное, а не на конфронтацию и эпитеты.

Роль религии и религиозного образования?

Да, религиозное в лучшем смысле нам нужно как принципы, как кодекс, чтобы жить в мире и уважать друг друга. Потому что везде есть гиперчувствительность к религиозным вещам. Люди подскакивают, в каждом мусульмане видят возможного террориста. И снова мы возвращаемся к "фобии" и "филии". Миллиард с лишним мусульман, а сколько экзальтированных, или опасных, или джихадистов, чтобы обобщать таким легкомысленным способом? Вот одна цель - показать везде, что мы толерантное общество, которое может развиваться, не вызывая вредных столкновений. Все это звучит как пожелание, но если каждый попытается осуществить это, я думаю, это может быть достигнуто. Отрицательная энергия является очень распространенным явлением, и жаль общество, которое в конечном счете имеет способность, возможности, качественных людей и ресурсы, чтобы развиваться хорошо.

У Вас есть впечатление, что болгарину не хватает самоуверенности?

Я постоянно встречаюсь с людьми и много читаю, использую выводы таких людей, как Хаджийски и Иречек для поиска ответов в пресловутой народной психологии. Я заметил, как между собой мы критикуем друг друга, что мы самые неспособные, самые тупые, но не дай Бог, чтобы иностранец намекнул на что-то - тогда мы самые хорошие, нет лучше нас, нет более интеллигентных. Это очень интересно и, возможно, это результат 500-и лет изоляции. Потом небольшой промежуток, который в какой-то степени был открытым, а затем снова изоляция.

У нас не было ренессанса, который является школой на протяжении веков, которая у других стран была. Это вещи, которые произошли не по нашей вине, и поэтому мы должны смотреть на это объективно, а не бичевать себя, не так ли?

В настоящее время в Болгарии наблюдается стабилизация после двух лет политической нестабильности. Как далеко, по Вашему мнению, распространятся компромиссы в коалиционном правлении?

Есть столько вариантов. Я жил в разных странах, кроме того, я много путешествовал ... Есть всякие моделей коалиции - прямая, между двумя политическими силами. Есть другие, которые являются условными – поддержит меня в трех национально важных вопросах, а затем он в оппозиции. Это практикуется во многих странах на протяжении десятилетий. Бельгия имеет примеры с шестью или семью партиями в коалиции, и каждая разделена, потому что фламандско и франкоязычные. Происходит что-то огромное и функционирует. Я думаю, что не стоит останавливаться и под увеличительным стеклом смотреть, что происходит. Вопрос в том, чтобы дела шли, а есть ли напряжение внутри, удобно ли одним и приятно ли другим, это отдельный вопрос. И я участвовал в коалиции, так у меня есть прямой опыт. Есть всякие возможности, и я думаю, что это здорово иметь коалиционную культуру. По той причине, чтобы не было, как я уже говорил, чувства, что у кого-то есть прямая связь с Господом. Необходимо считаться с мнением других партий и людей. В большинстве стран Европы в настоящее время не монопартийные правительства, а гораздо более пестрые, что включает в себя большее число людей.

Для меня идея, которая была и о так называемой Тройной коалиции - она была веером, чтобы шире показать себя Европе. Я считаю, что если есть коалиция в данных странах, независимо от уровня сложности, на самом деле является упражнением в толерантности - понять другого и выслушать его, попытаться найти точки соприкосновения вместо ссор.

Нынешнее правительство, с одной стороны, должно поддерживать политическую стабильность и в то же время проводить долгожданные и часто непопулярные реформы - пенсионную, в сфере здравоохранения...

Да, это вещи, которые касаются миллионов людей.

Как правительство может лавировать между этими двумя ограничениями? Какие подводные камни есть при этом лавировании?

Я думаю, это не лавирование. Чтобы найти решение и осуществить реформы, они должны убедить других партнеров по коалиции. Необходимо иметь одну цель, которая должны быть достигнута. Лавирование, я думаю, имеет негативный оттенок. Я бы сказал, что скорее, не теряя главной цели, должна быть гибкость и желание слышать и вообще диалог, диалог, диалог. Это то, я думаю, что может быть достигнуто. Каждый думает, что он прав, и тогда необходимо найти способ, чтобы выполнить цели и то, что он думает, что будет полезно и правильно.

Какие иллюзии Вы потеряли после 1996 года?

Я должен сказать, что у меня не было гиперреалистичных иллюзий или чего-то, что я себе представлял. Я не тот человек, кому снится и кто мечтает. И в книге я не вспоминаю об этом, потому что мне не приходит в голову вообще анализировать. Моя идея была очень ясная. Конечно, я был бы счастлив, если бы мы добились большего успеха и реализовали больше времени на мое управление, но так сказать, что я просто потерял что-то, нет ... Любое что-то является уроком, вызовом, и я думаю, что мы должны находить позитивное.

С каким словом Вы хотели бы, чтобы болгары связывали Ваше имя?

Есть более интересные вещи, о которых я думаю, чем то, как запомнят меня. Они должны определить это. Вопрос оценки с другой стороны. Я не могу ожидать или подсказать: запомните меня этим или другим, определите меня таким и таким. Это происходит с другой стороны, не зависит от меня.

Вернемся к европейской обстановке. Где интерес Болгарии в этих натянутых отношениях?

Необходимо использовать наш потенциал. У нас есть отличные, если хотите исторические связи с Россией, а в то же время мы часть ЕС. Это то, что может помочь. У нас прекрасные отношения с другими странами. Позитивным является то, с чем Болгария может способствовать, помочь, показать, что она может и что есть цели, принципы. Вообще, я лично не вижу, что вы можете выиграть, если только определяем себя "за" или "против". Я думаю, что у нас есть гораздо больше возможностей. Я не говорю, чтобы быть посредником, но опять же показывают в Брюсселе, что у нас есть такие-то и такие ресурсы или возможности.

Я думаю, что это гораздо полезнее, чем априори утверждать, что мы находимся в одном лагере, или в другом. Может быть, это мой характер, но я всегда боялся излишеств и превышенного энтузиазма, потому что волна отходит очень быстро.

Спрошу Вас о Шенгене, что, возможно, немного переэкспонировано в СМИ?

Я не знаю, я возвращаю ленту назад. 20 лет назад, как мы могли себе представить, что сегодня будут путешествовать болгары. Разве это не феноменальная разница. Это то, что уже произошло. Многие люди думают, что это вполне нормально. То же самое и с Шенгеном. По истечении времени X мы будем в Шенгене, и для нас это будет казаться настолько нормальным, что мы забудем, как мечтали о Шенгене или пытались ускорить процесс. Здесь, если я скажу "всему свое время", вы будете смеяться, но также и вопрос в том, чтобы решающие ответственные элементы в Брюсселе убедились, что мы исполняем требования, не так ли? С другой стороны, может быть, наша подготовка идет медленнее или находится под вопросом и требуется больше усилий.

Бросают Румынии и Болгарии разного рода обвинения, критики и намеки, что мы не бдительны. Вспомните, сколько раз и по-прежнему говорят, что даже для Греции было ошибкой, что она вступила в ЕС. О нас, что это было слишком рано. Никто не был отлично подготовлен, и поэтому, когда входит - учится. Если был прекрасно подготовлен, никто бы не поднял вопрос и был бы внутри с самого начала.

Конфликт в Украине, угроза Исламского государства ... и Болгария между ними?

Посмотрите на Средиземноморье: Испания, Франция и Италия находятся всего в 300 км от ужасного конфликта в Ливии, но эти страны продолжают делать свои дела как обычно.

Я имею в виду, мы не должны делать драму из этого несчастного конфликта в Украине, затрагивающего непосредственно нас. Это повлияет на нас эмоционально, потому что там болгары, но мы не должны думать о самых драматических сценариях.

К югу от нас в Сирии и Ираке мы видим эти ужасные массовые убийства и безумные акты разрушения культурного наследия, (но) мы здесь, мы имеем нашу собственную повестку дня. Мы должны быть бдительными, мы должны быть осторожными, мы должны быть готовыми, но это не должно непосредственно влиять на нашу повседневную жизнь, потому что конфликты, опасные моменты были всегда.

Более того, мы не среди определяющих сил или народов. Мы должны быть прагматичными и смотреть реалистично. Кроме того, есть и другие страны с большим опытом в этой области. Действуя совместно с ними, мы можем многому научиться и избежать лишних усилий, проблем или расходов.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.