Вице-премьер: Есть шанс, что через Болгарию будет проходить газ из шести источников

14 марта 2015, суббота / 14:17;
Вице-премьер: Есть шанс, что через Болгарию будет проходить газ из шести источников
Я не думаю, что рост цен является решением проблем в энергетическом секторе, заявил Томислав Дончев. Фото: БГНЕС

6 млн левов европейского финансирования могут влиться в экономику Болгарии в 2015 году, заявил вице-премьер Томислав Дончев.

- Господин Дончев, когда и кому в ЕК Вы представите газопровод, который будет транспортировать азербайджанский газ? И какой это будет газопровод - "Набукко" или интерконнектор Греция-Болгария?

- Трубопровод не может рассматриваться вне общей и сложной картины газоснабжения и судьбы Болгарии в этой ситуации. Необходимо оценить то, что мы имеем. Во-первых - три трубы, которые идет из России через Молдову и Румынию. Они имеют емкость 25 млрд кубометров газа - одна идет в направлении Турции, другие трубы - в направлении Греции и Македонии.

- И наша транзитная сеть обслуживает транзит российского газа.

- Да, верно. Есть ТАНАП ( Транс-Анатолийский проект газопровода), по которому в пределах 3,5-4 лет предстоит подача каспийского газа. Он будет достигать до южной границы Болгарии. У нас есть еще незавершенный "Южный поток", который в материковой его части находится под вопросом, но в морской его части, я считаю, что он все еще возможен. Это третий источник. Если не считать добычу из глубин Черного моря, с которой на самом деле мы должны были начать, источников стало 4.

- Почему мы должны начать с местной добычи?

- Потому что это самый важный источник.

- Какая вероятность осуществления добычи газа из блоков в Черном море?

- Вероятность - 100%. Более низкий процент вероятности, 70%, что ископаемых хватит на 200 лет вперед. Около 60% вероятность, что там есть и нефть. У нас есть и так называемый вертикальный коридор.

- Он идет из Греции через Болгарию до Румынии. Его Вы будете представлять в Брюсселе?

- Мы ждем окончания описания всей схемы, чтобы дойти до маршрута через Болгарию. Другой источник - Румыния. Она не транспортирует газ, но добывает и ей удается держать цены на низком уровне. В какой-то момент она начнет экспортировать на юг. Выделяется и словацкая инициатива ...

- Это "ист ринг", не так ли?

- Именно, словацкая инициатива - доставки из „Северного потока”, терминалов СПГ (сжиженного природного газа), норвежского газа и все, что находится на севере, для транспортировки на юг. Идея состоит в том, чтобы использовать часть транспортной сети Украины по передаче газа, чтобы газ входил в тройку труб, идущие из России через Молдову в Болгарию. До этого момента мы перечислили шесть возможных источников газа.

- Как Болгария включается во все это?

- Давайте посмотрим сначала, как Болгария входит в TANAP? Это по болгаро-греческому интерконнектору. В последние месяцы у нас есть удивительный прогресс, педаль газа надавлена до упора, потому что проект является гиперприоритетным, хотя его мощность составляет лишь 5 млрд куб/м в год. Если мы говорим об иерархии приоритетов, в первую очередь, это безопасность поставок и этой газовой связью мы даем гарантию. Вторым приоритетом является то, чтобы Болгария сохранила свою роль в качестве транзитной страны. Транзит является доходом, стоимость нашей сети составляет 25 миллиардов левов. И, как говорит премьер-министр, мы не можем порезать ее на металлолом. И на третьем месте – если по геополитическим причинам наша страна будет окружена газопереносными потоками, я считаю это риском для национальной безопасности.

- Есть одна китайская поговорка - если судьба тебе преподносит лимон, сделаем лимонад?

- Именно так. И мы приходим к двум вещам. При условии, что у нас есть 5 или 6 источников газа, это нормально, чтобы начать думать о газораспределительном центре. И если мы говорим о поставках газа на запад или северо-запад, мы должны начать думать о пути, по которому будут перемещаться эти поставки. Назовете ли вы его материковой частью "Южного потока" или "Набукко", все равно. В Болгарию могут войти, включая свою собственную добычу, не менее чем 75-80 млрд куб.м в год.

- В Twitter Вы написали – газ течет из одного места, а деньги из другого. Что это значит?

- Газ идет с востока или юго-востока, а деньги в Болгарию идут, скорее, с Запада. Специальный перекресток – это Болгария.

- Вы встретите газовые потоки с денежными?

- Вполне возможно. Сербская газовая связь делается полностью с европейскими деньгами. В греческой есть 50% финансирования ЕС. Но у нас есть шанс 6 источников газа в направлении Болгарии и все предпосылки для интенсивной торговли газом. И реально иметь газораспределительный центр, он может быть около Варны. Но чтобы делать торговлю, необходим путь. А когда мы говорим о деньгах, существенный вопрос состоит в том, что представляет собой этот маршрут? Один из вариантов, чтобы он был европейским проектом. Другой - опять европейский проект, но в сочетании с государственным финансированием и с сильным участием частных операторов. Эти две открытые опции, и мы ведем интенсивный диалог и на Западе, и на Востоке, чтобы сделать такую подобную гипотезу реалистичной.

- Президент России Владимир Путин в своих последних выступлениях не отвергает "Южный поток" в его морской части.

- Не отвергает. И две недели назад направил письмо в Европейскую комиссию с просьбой о правовом анализе соответствия законодательству ЕС гипотезы России о том, чтобы российская труба достигала территории Болгарии с Черного моря, но без продолжающейся наземной части. Мы хотим, прежде чем вызвать интерес всех игроков, которые приняли бы участие в хабе или маршруте, чтобы с юридической точки зрения все было ясно. И ждем ответа. Я уверен, что это будет являться основанием для интереса России в трубе. А распределительный центр может быть пилотным проектом для Европейского энергетического союза.

- Изменения в энергетическом законодательстве Болгарии, которые уже факт, сократят „дыру” в энергетическом секторе?

- Она не может быть уменьшена с помощью изменений, вопрос в том, что она не расширялась, не накапливались новые дефициты в системе. „Дыра” может быть сокращена другими мерами.

- С увеличением цены?

- Нет. Я не думаю, что рост цен является решением проблем в энергетическом секторе. Должны быть приложены все усилия, чтобы цена на электроэнергию была низкой. Скорее, меры направлены на лучшее управление. Это дальнейшие действия, которые связаны с акциями на рынке, с государственными гарантиями.

- В начале мандата Вы говорили страшные вещи о евросредствах которые будут потеряны. Недавно вы сказали, что в этом году будут усвоены 4,5 млрд левов по старым программам и еще 1,1 млрд левов будут оплачены в этом году по новым программам.

- Вы спрашиваете меня, что случилось за эти 4-5 месяцев? Не вызывая лишней скромности, результат - возобновление финансиравния по двум оперативным программам - „Окружающая среда” и „Региональное развитие”, и принятые 4 из 7 программ нового периода действия программ. И снижение риска потери средств в 2014 году в 10 раз. Когда мы вошли в управление, риск был потерять от 250 до 500 млн левов, мы закончили год с 27 млн. Новостью является то, что самое трудное еще предстоит. В рамках 2015 года мы должны сделать все выплаты всего старого программного периода - это 5 млрд левов. Предстоит закончить все спорные вопросы по ОП „Окружающая среда” и „Регионы в росте", что, как я ожидаю, произойдет в ближайшее время. Так что амбиции - как можно скорее начать новый программный период.

- Он начался?

- По программе "Человеческие ресурсы" уже начался. Но у нас уже есть нулевой год - 2014. Цель состоит в том, чтобы не было двух таких лет, как было в предыдущем периоде. Если ситуация будет такой, как мы планируем, в этом году мы должны заплатить за новый программный периода 1 млрд левов.

- Это означает, что только из фондов ЕС в экономику поступят от 5 до 6 млрд левов?

- Именно, он будет самым сильным с начала нашего членства в ЕС.

- Тогда почему в бюджете Вы предусмотрели рост на 0,8%? И после того, как в 2014 году со всеми протестами и нестабильностью, рост ВВП составил 1,7%.

- Потому что мы консервативны. И не забывайте, что в 2014 году произошел кризис с одним банком, а негативный эффект стоит ожидать в 2015 году. Наш прогноз согласован с консервативными прогнозами Европейской комиссии. Я предпочитаю, чтобы к концу года был приятный сюрприз и рост окажется выше.

- 2%, например?

- Дай Бог. 2% - порог, выше которого экономика начинает чувствовать рост.

- Вы считаете, что рост ощутится?

- Дай Бог.

По материалам газеты „24 часа”.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.