„Gallup International“: Сто дней нового правительства Болгарии

17 февраля 2015, вторник / 15:50;
„Gallup International“: Сто дней нового правительства Болгарии
Фото: БГНЕС

Первые сто дней нового правительства Болгарии привели к некоторому общественному успокоению. Оно похоже на затишье после многих лет политического кризиса или же на затишье перед предстоящими местными выборами. Доверие в учреждения и экономический оптимизм остались низкими, однако они значительно выше, чем до составления правительства. Готовность принять участие в акциях протеста против правительства и желание о досрочных выборах также относительно невелики. Правящие партии остаются стабильными. Текущие политические события вызывают и опасения, но на поверхности спокойствие пока остается.

Это показывает обобщение данных Политического и экономического индекса – независимое исследование, которое каждый месяц в течение более двух десятилетий следит за десятками показателей общественного мнения. Последнее исследование было проведено в период с 30 января по 5 февраля среди 1011 человек, репрезентативной выборке для взрослого населения.

Еще в декабре и январе, исследование „Gallup International“ показало, хрупкую надежду и стабилизацию, хотя и без энтузиазма. Этот вывод подтвердился и в очередном исследовании.


Ободряющее влияние нового правительства

На вопрос „Доверяете ли вы правительству?“ в феврале 32% респондентов отвечают „да“, 56% - „нет“, а остальные затрудняются ответить. Это третий месяц положительной тенденции. Перед составлением Кабинет „Борисов 2“ показатели доверия к правительству упали до 15%, а показатели недоверия были около и выше 70%.

Наблюдается типичный для любой новой власти рестарт в доверии к правительству и парламенту. С таким уровнем доверия начинали правительства „Станишев“ и „Орешарски“. Гораздо выше, однако, были начальные показатели доверия к правительствам „Сакскобургготски“ и „Борисов 1“ - в первые месяцы своего правления эти правительства имели доверие около и выше 50%, что решительно превосходит недоверие.

Традиционно в Болгарии недоверие к учреждениям выше, чем доверие. Редкие исключения около и после выборов, при этом – выборов, в которых сосредоточены огромные ожидания, как в 2001 или 2009 году, Более высоким одобрением в Болгарии пользуется власть, которая приходит с совершенно новыми лицами. Правительства, основанные на компромиссах и коалициях не начинают с наиболее благоприятными уровнями популярности.

Показательными в этом отношении являются и актуальные данные среди различных электоратах. Сторонники ГЕРБ в подавляющем большинстве поддерживают нынешнее правительство (лишь одна десятая из них придерживаются противоположного мнения), в то время как среди электоратов Блока реформаторов и тем более Патриотического союза видны более чувствительные проценты недоверия к правительству, до одной трети, даже одной второй респондентов, Электорат АБВ, в свою очередь, видимо лишен энтузиазма в своем отношению к кабинету „Борисов 2“.

Эти данные показывают цену политического компромисса - они всегда вызывают и недовольство. Симптоматичным в этом отношении является мнение о парламенте. В феврале 21% заявляют доверие в него, а 67% - недоверие. Остальные затрудняются ответить или еще не определились. Таким образом, поддержка парламента остается на самом деле гораздо меньше суммарной поддержки правящих партий. И тут тенденция в последние 100 дней является видимо положительной, но парламент остается одним из самых недолюбливаемых учреждений.

Президент остается со стабильными, но относительно низкими показателями уровня поддержки – около одной трети болгар. Более 50% не имеют доверие в институт. Плевнелиев, все же традиционно является одним из самых одобряемых личностей в Болгарии.

В целом, в последние месяцы наблюдается небольшое повышение авторитета институтов. В основном это связано с тем, что сторонники основной партии сейчас декларируют положительные оценки - в отличие от заявляемого ранее. Эти оценки, однако, по-прежнему показывают некоторое облегчение, что составлена некоторая формула, которая бы закрепила положение, а не является оценками деятельности в той или иной области. Предстоит узнать, справляется ли это правительство и насколько хорошо в глазах общественности и насколько продолжительным будет ободряющий эффект новой власти.

Партии и личности: победители вперед

Правящие партии остаются со стабильной поддержкой - более 26% заявленных электоральных предпочтений в пользу ГЕРБ - из всех имеющих право голоса, около 6% ля Блока реформаторов, более 3% для Патриотического союза и почти 3% для АБВ. Эти партии вошли бы в парламент в случае проведения выборов. С ними вошли бы и БСП - с заявленной электоральной поддержкой менее чем 15% болгар, и ДПС - с заявленной поддержкой почти в7%.

Шанс войти в следующий парламент имеет и „Атака“ с 3% от всех имеющих право голоса. Ближайшие месяцы могут показать, есть ли на самом деле небольшое увеличения поддержки этой партии, связанное с ее пророссийской позицией или же ее радикальной оппозиционной ролью. Мобилизация поддержки может быть замечена и у Блока реформаторов, но и здесь лучше дождаться показателей ближайших месяцев.

С ДПС дела стоят иначе - как будто есть некоторое колебание в периферии электората. Это связано с тем, что они остались в оппозиции и потерей конформистской поддержки.

Данные, конечно, не могут быть прочитаны как прогноз на результат выборов, а только отражают тенденции в декларативных отношениях. Например, на декларативном уровне ДПС всегда показывает более низкий результат по сравнению с тем, каким партия может мобилизовать в реальной выборной ситуации.

Видимо есть тенденциозный рефлекс общества поддерживать победителей. Это показывают и собственные рейтинги основных политических фигур. Как правило, и здесь недоверие выше, а и знакомство с некоторыми из новых министров все еще остается низким и будет постепенно возрастать. Но представители Блока реформаторов и Патриотического союза (Кынев, Кунева, Симеонов, и т.д.) увеличивают в последние несколько месяцев свои положительные оценки быстрее, чем отрицательные.

Вот некоторые ключевые фигуры: Кристалина Георгиева имеет 55% доверия в феврале, Йорданки Фандыкова - 44%. Рост поддержки Петра Москова продолжается, ему доверяет уже треть болгар. Аналогичные уровни у Бойко Борисова, Константина Пенчева, Лилианы Павловой, Томислава Дончева, Маргариты Поповой, Ивайло Калфина и т.д.

Классации в случае не уместны, потому что различные общественные деятели имеют совершенно разные задачи в зависимости от их должностей. И за исключением Кристалины Георгиевой, Йорданки Фандыковой и в некоторой степени Константина Пенчева, все остальные на самом деле имеют отрицательный рейтинг – если сравнить положительные и отрицательные оценки.

И в отношении партий, и в отношении основных личностей сохраняется логика послевыборного бонуса для победителей. Положительное влияние оказывает и последний месяц, который характеризовался снижением скандалов в управленческой формуле.

Обезболивающий эффект и ожиданиях об экономике и личных финансах

Массовые ожидания об экономике и личных доходах, как правило, находятся в созвучии с политической картиной. 2014 год был связан с постепенны увеличением встревоженности за экономику, цены, личные финансы, безработицу - не достигнув пиковых значений, негативные оценки и ожидания идут вверх. Сформирование правительства остановило этот рост. И тут первые сто дней новой власти действовали как обезболивающее.

По состоянию на начало февраля 41% ожидают, что экономическая ситуация ухудшится в следующем году, 31% ожидают, что она останется такой же, а 16% ожидают, что она улучшится.

Что касается личных финансов, 8% ожидают, что финансовое положение их семей улучшится, 27% полагают, что оно ухудшится, а 50% - что останется таким же. Осенью прошлого года картина выглядела довольно неприятнее - с 36% ожидающими ухудшения.

Политическая картина оказывает влияние даже на ценовые ожидания - в феврале 58% респондентов ожидают, что они будут увеличиваться, но три месяца назад их было 72%. Даже в отношении ожиданий о безработице перемены во власти сыграли свою роль успокоения - уже 17% ожидают, что уровень безработицы снизится - при не более 10% летом и осенью.

И здесь рассеивание беспокойства скорее является беглым.Картина является более благоприятной по сравнению с летом, например, но в целом остается традиционно отрицательной. Следует отметить, однако, постепенное восстановление доверия к банкам. Почти 30% ответили „да“ на вопрос о доверии к банковской системе, а 50% - „нет“. В конце лета и начале осени их было 20% на 60%.

Опасения остаются

Несмотря на успокоение на поверхности, актуальные общественные страхи четко отражены в данных. Почти две трети разделяют мнение об опасности от террористического нападения или от Исламского государства. Кроме того, почти две трети опасаются, что Болгария может оказаться без денег для выплаты пенсий.  Наблюдаются обычные различия в ответах между электоратами партий.

Оптимистичным является то, что почти две трети считают, что в Болгарии есть свобода слова. Наиболее образованные, однако, это убеждение не разделяют с такой же автоматичностью, как другие.

Любопытным является сравнение подозрений в отношении США и России. Больше тех, кто считает, что существует давление со стороны США - и здесь на две трети. Очевидно, результат дают известные пророссийские сантименты, которые продолжительно характеризуют большую часть болгарского общества. В 2014 году, например, доверие в Россию колебалось на уровне двух пятых, а в США - около четверти болгар. Видимо речь идет о продолжительном инстинкте среди болгарского общества.

На протяжении 2014 года обобщенный образ Европейского союза неизменно остался с очень высоким авторитетом, особенно в сравнении с болгарским политическим процессом - около 60% доверия. Как и ожидалось, по другому выглядит отношение к НАТО – с около одной третьей доверия.Пакт не был принят однозначно. Сторонники БСП отнеслись с резервом. Сдержанными в своих оценках были и другие основные электораты.

Общая оценка деятельности учреждений за прошедший год в отношении бедствий и аварий остается низкой. В январе, например, еще до очередных наводнений, 73% болгар считали, что институты не справились со стихийными бедствиями, а 15% были противоположного мнения. Это связано и с объективными обстоятельствами и с некоторым скептицизмом по инерции, который характеризует общественное мнение.

Зарегистрированные общественные отношения показывают существование серьезных общественных тревог, которые пока находятся „под поверхностью“. Они отображают сложную ситуацию нынешнего правительства, которое будет вынуждено затвердить ощущение стабильности в условиях традиционно низкого доверия в учреждения и политиков, повышенной международной напряженности и нелегкой экономической ситуации.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.