Профессор Владимир Чуков: Мусульмане в Болгарии озадачены акцией в Пазарджике

28 ноября 2014, пятница / 12:32;
Профессор Владимир Чуков: Мусульмане в Болгарии озадачены акцией в Пазарджике
Профессор Владимир Чуков.

Профессор Владимир Чуков - арабист, преподаватель университета и ученый в области политики на Ближнем Востоке и ислама. Автор нескольких книг и исследований в этой области. Преподает в нескольких болгарских университетах. Член нескольких международных научных организаций, в том числе European Association for Middle East Studies, Central Eurasian Society Studies и других. Его книги публиковались в США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, России, Турции, Румынии и других странах. Профессор Чуков был достаточно любезен ответить novinite.bg на несколько актуальных вопросов по исламу в Болгарии, учитывая последние события в Пазарджике и в других городах страны.

- Профессор Чуков, что представляет собой салафитский ислам, который стал актуальным вокруг акции специализированных учреждений в Пазарджике и в ряде других городов, насколько он опасен для Болгарии?

Это еще один способ молиться, другая поведенческая матрица, образ жизни, взгляд на жизнь. В целом, салафизм не имеет политического выражения, но только до определенной стадии. Он начинается как поведение и поведенческое выражение. Внешний вид специфический, это - длинные бороды, бурки. Это часть общества, которая изолирует себя. Это антисоциально и не приемлемо для общества мусульман в целом и для всего общества.

- Существует ли опасность искусственной радикализации исламистов после этой акции силовых структур?

Некоторые представители мусульманской общины отреагировали. Нет официальной позиции, но я почти уверен, что вряд ли эта акция Агентства национальной безопасности (ДАНС) приветствуется, наоборот, они говорят, что не было никакой необходимости от таких действий. Они считают, что не было никаких оснований и аргументов.

- Как вы думаете, этот тип ислама находит почву среди цыган, при условии, что мы говорим, что они традиционные христиане, а не мусульмане?

Здесь мы можем поспорить. Если вы посмотрите на статистику, чуть меньше половины цыган именно мусульмане. Это сообщество, которое легко изменяет свою религию. В 90-е ислам широко вошел в цыганское сообщество в Болгарии. Тогда они были наиболее маргинальными. Я не говорю, что сейчас они находятся в лучшем состоянии, но в целом салафизм был введен тогда, когда государство отделилось и наблюдалась рецессия. Именно цыгане оказались очень сильно уязвимыми для всех проповедников.

- Это только болгарский феномен, или вы наблюдаете этот процесс в других балканских странах?

Это процесс, который наблюдался сильнее в соседних балканских странах - Македонии, Косово, Албании. В Албании также был режим, который отверг религию в целом. В Боснии ситуация была идентичной. Это специфический процесс, типичный для Балкан. В Болгарии это произошло в относительно низкой степени. Оказалось, что цыганская община является наиболее уязвимой, в той мере, в какой она является наиболее социально и экономически маргинальной.

- Как это происходит, что одна мечеть оказывается практически независимой от муфтии и не опасно ли это, так как нельзя осуществлять контроль над деятельностью там?

Это вопрос к Главному муфтияту, и они должны знать, какие мечети, которые находятся под их контролем и какие те, над которыми они не могут осуществлять какой-либо контроль. Они также несут ответственность за отношения с имамами. Необходимо, однако, сказать о том, что не должно быть никаких религиозных домов, которые находятся за пределами юрисдикции Главного муфтията. Так получается пустота. По крайней мере так происходит в исламских странах, Турции, Саудовской Аравии. В Саудовской Аравии, например, один имам не может выйти на трибуну и произнести свою пятничную речь, если у него нет удостоверения личности из министерства по делам религий. Такая же ситуация в Египте и Алжире.

- Кто должен регулировать это?

Именно государство является тем органом, который должен регулировать эти отношения.

- Видите ли вы какую-либо опасность среди беженцев в Болгарии, могут ли возникнуть там опасные радикалы?

Несколько месяцев назад были изгнаны 12 человек, которые имели статус в Болгарии. Они были признаны как люди, которые были членами исламской милиции в Сирии. Этот факт сам по себе показывает, что, очевидно, существует такая опасность, и здесь очень сильна роль учреждений, чтобы контролировать этот процесс, насколько это возможно.


© 2012 - 2024 АО „Новините“. Все права защищены.
При использовании материалов сайта необходима гиперссылка на ресурс.